Дело № 2-380/2019 29 апреля 2019 года
29RS0014-01-2018-005872-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Алексеева В. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, предпринимательской деятельности, назначить и выплачивать пенсию по старости,
установил:
АлексеевВ.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, предпринимательской деятельности.
Требования мотивировал тем, что решением пенсионного органа от 01 ноября 2018 года ему отказано во включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы в <***> с 07 ноября 1995 года по 31 марта 1997 года, в <***> с 01 апреля 1997 года по 21 июня 2002 года, а также периода предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 01 октября 2018 года. Согласно записям в трудовой книжке в <***> с 07 ноября 1995 года по 31 марта 1997 года, в <***> с 01 апреля 1997 года по 21 июня 2002 года он работал изолировщиком-плёночником. В эти периоды он постоянно направлялся в служебные командировки в г.Архангельск для обслуживания теплоэлектростанции, работал полный рабочий день с вредными условиями труда, работа носила тяжёлый характер. С 20 октября 2008 года он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В спорный период предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 01 октября 2018 года деятельность осуществлял в ... и в ..., что подтверждается договорами на оказание транспортных услуг. В этот период им добросовестно исполнялась обязанность по уплате страховых взносов. Потому просил возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с 07 ноября 1995 года по 31 марта 1997 года, с 01 апреля 1997 года по 21 июня 2002 года, период предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 01 октября 2018 года в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В ходе судебного разбирательства предмет иска изменил, просил возложить на ответчика обязанность включить период работы с 01 декабря 2001 года по 21 июня 2002 года в стаж работы с тяжёлыми условиями труда, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2010 года по 31 декабря 2015 года, с 01 апреля 2016 года по 03 июня 2018 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ему страховую пенсию по старости и производить её выплату с 04 июня 2018 года. Также просил взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца ДьячковаК.П. в судебном заседании иск с учётом изменения требований поддержала. Суду пояснила, что документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, истец в пенсионный орган не представил, так как не знал, какие именно документы он должен представить.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель истца суду поясняла, что в качестве индивидуального предпринимателя АлексеевВ.В. был зарегистрирован 20 октября 2008 года, прекратил осуществление деятельности 01 октября 2018 года. Он занимался оказанием транспортных услуг, работал в основном с двумя организациями – <***> и <***>. Перевозил грузы по <***>, который относится к районам Крайнего Севера.
Представитель ответчика ДолгобородоваА.А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что истцу разъяснялось о необходимости представить документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в условиях районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, соответствующее уведомление было направлено ему почтовым отправлением. Таких документов истец в пенсионный орган не представил.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела АлексееваВ.В. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как указано в пункте 1 статьи 33 Закона №400-ФЗ, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьёй 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года №651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона «О страховых пенсиях») работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется путём суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ. В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Частью 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона №400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона №400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28ноября 2014 года №958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 04 июня 2018 года истец АлексеевВ.В., родившийся <Дата>, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ.
Решением ответчика от 01 ноября 2018 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ ввиду недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно указанному решению страховой стаж истца был определён продолжительностью 34 года 7 месяцев 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 8 лет 25 дней (с учётом приравнивания к работе в районах Крайнего Севера работы с тяжёлыми условиями труда).
Оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2016 года включён в страховой стаж истца, но не включён в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2017 года по 03 июня 2018 года, а также период с 01 января 2002 года по 21 июня 2002 года не включены ни в один из видов стажа. Время работы истца в <***> с 01 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года включено в страховой стаж истца, в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, но не включено в стаж работы с тяжёлыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Относительно спорных периодов предпринимательской деятельности суд приходит к следующим выводам.
Сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что АлексеевВ.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22 октября 2008 года, поставлен на учёт в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске. Основным видом его деятельности являлась деятельность автомобильного грузового транспорта.
За спорные периоды осуществления предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2016 года и с 01 января 2017 года по 31 марта 2018 года истцом страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации были уплачены ещё до обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное обстоятельство подтверждается письмом Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску от 21 декабря 2018 года <№>, выпиской из лицевого счёта застрахованного лица АлексееваВ.В., а также сведениями о распределении фиксированного платежа, которые имеются в материалах отказного пенсионного дела АлексееваВ.В. <№>.
Согласно письму Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску от 15 февраля 2019 года <№> истцом со дня постановки на учёт в качестве индивидуального предпринимателя применялся специальный режим налогообложения – единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Уплата единого налога на вменённый доход им производилась начиная с октября 2008 года.
Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности введён в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года №148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Архангельской области от 26 мая 1999 года №122-22-ОЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности», плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Архангельской области. Те плательщики единого налога, которые зарегистрированы за пределами населённого пункта, в котором осуществляется деятельность, встают на учёт, получают свидетельство и отчитываются об уплате единого налога в налоговых органах по месту осуществления деятельности.
С 01 января 2003 года введена в действие глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
На основании пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2009 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года №155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учёт в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введённого в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года №155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2009 года, пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведённые решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учёт в налоговом органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации указана предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, факт постановки истца на учёт в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в налоговом органе г.Архангельска, факт получения им доходов от осуществления предпринимательской деятельности с достоверностью подтверждают, что истец осуществлял предпринимательскую деятельность на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в спорный период с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года (то есть со дня начала уплаты единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности и до дня внесения изменений в закон, определяющий правила постановки на учёт в налоговом органе налогоплательщиков единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности).
Сведения о системе налогообложения истца, в том числе об уплате единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, были предоставлены ответчику при обращении истца с заявлением о предоставлении государственной услуги по установлению страховой пенсии.
При таких данных, суд приходит к выводу, что период осуществления предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Оснований для включения в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов предпринимательской деятельности с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года, в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов предпринимательской деятельности с 01 января 2010 года по 31 декабря 2015 года, с 01 апреля 2016 года по 03 июня 2018 года не имеется, поскольку сам по себе факт постановки истца на учёт в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе в г.Архангельске в эти периоды не подтверждает место осуществления им предпринимательской деятельности.
Суд также учитывает, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии истец не выполнил обязанность по представлению документов, подтверждающих осуществление такой деятельности в особых условиях районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В уведомлении от 04 июня 2018 года, направленном истцу с помощью организации почтовой связи, пенсионный орган разъяснил истцу о необходимости представить такие документы и о сроке представления таких документов. Факт получения уведомления сторона истца в судебном заседании не отрицала.
Поскольку документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в особых условиях районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, истец в пенсионный орган не представлял, ответчик обоснованно при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включил в стаж периоды предпринимательской деятельности, относительно которых у пенсионного органа не было никаких подтверждений того, что деятельность велась на территории, относящейся к районам и местностям с особыми условиями труда.
При таких данных, договора на оказание транспортных услуг и акты оказания услуг, представленные в материалы настоящего дела, судом во внимание не принимаются. Доказательств того, что такие договора и акты истец представлял ответчику при обращении с заявлением о назначении пенсии, суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за второй квартал 2018 года, то есть за спорный период с 01 апреля 2018 года по 03 июня 2018 года, истец уплатил уже после обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии (дата уплаты – 20 июня 2018 года).
Следовательно, в удовлетворении иска о понуждении ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2010 года по 31 декабря 2015 года, с 01 апреля 2016 года по 03 июня 2018 года, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года надлежит отказать. При этом суд отмечает, что истец не лишён возможности при новом обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости представить документы, подтверждающие факт осуществления им предпринимательской деятельности в эти периоды в условиях районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая спор в части включения в подсчёт стажа с тяжёлыми условиями труда периода работы в <***> с 01 декабря 2001 года по 21 июня 2002 года, суд исходит из того, что этот период является периодом работы после регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, а потому он должен подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.
Как указано в подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 (далее – Список).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №516).
Списком (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов») право на льготное пенсионное обеспечение установлено для изолировщиков-плёночников, в том числе занятых на ремонте и изготовлении оборудования (код позиции 2290000а-12533).
В силу пунктов 4 и 5 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 разъяснения от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённого постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Из трудовой книжки истца, справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, от 17 ноября 2015 года №26, выданной закрытым акционерным обществом «Спецремэнерго», следует, что в период с 01 апреля 1997 года по 21 июня 2002 года истец АлексеевВ.В. работал в особых условиях труда в качестве изолировщика-плёночника в производстве: строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов. В данной справке содержится указание на то, что сведения о льготной работе, об отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы необходимо взять по данным персонифицированного учёта Пенсионного фонда Российской Федерации.
На лицевом счёте застрахованного лица АлексееваВ.В. (страховой номер индивидуального лицевого счёта <№>) страхователь <***> код льготной работы <№> указал в отношении периодов работы истца до 30 ноября 2001 года включительно. За период с 01 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года соответствующий код особых условий труда страхователем - работодателем истца не указан.
Доказательств того, что индивидуальные сведения, которые сданы страхователем в отношении истца, являются недостоверными, суду не представлено.
За период с 01 января 2002 года по 21 июня 2002 года на лицевом счёте застрахованного лица АлексееваВ.В. отсутствуют как данные об уплате за этот период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и данные о работе в особых условиях труда постоянно полный рабочий день.
Утверждения стороны истца о том, что факт работы в особых условиях труда в оспариваемый период работы в качестве изолировщика-плёночника подтверждается записями в его трудовой книжке и справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, основаны на ошибочном толковании норм материального права и сделаны без учёта положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения стажа работы при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, поскольку сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта работодатель истца не подтвердил его постоянную занятость на тех работах, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, в течение полного рабочего дня в период с 01 декабря 2001 года по 21 июня 2002 года, в удовлетворении иска в части понуждения ответчика включить этот период в стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, надлежит отказать.
При включении оспариваемого истцом периода предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (приведённого к стажу работы в районах Крайнего Севера), составит менее требуемой.
Таким образом, условия, необходимые для установления истцу страховой пенсии по старости, не соблюдены. Следовательно, отказ пенсионного органа в назначении истцу страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.
При таких данных в удовлетворении исковых требований АлексееваВ.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости надлежит отказать.
В соответствии со статьёй 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При рассмотрении дела истец АлексеевВ.В. пользовался услугами общества с ограниченной ответственностью «Юридический актив», работник которого составил исковое заявление, участвовал в судебных заседаниях в качестве представителя.
В подтверждение своих расходов на оплату услуг представителя истцом в материалы дела представлен договор от 20 ноября 2018 года, согласно которому исполнитель взял на себя обязательство консультировать истца в рамках предмета договора, составить исковое заявление, предъявить его в суд, при необходимости составить дополнительные процессуальные документы и представлять интересы в суде первой инстанции.
Стоимость услуг определена сторонами в размере 15000 рублей (пункт 3 указанного договора).
Факт несения истцом расходов по договору подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру о получении обществом с ограниченной ответственностью «Юридический актив» от истца денежных средств в размере 15000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Сторонами договора на оказание юридических услуг от 20 ноября 2018 года определена стоимость услуг представителя.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1).
Сторона ответчика высказала возражения относительно требования истца о взыскании судебных расходов, ссылаясь при этом на чрезмерность понесённых истцом расходов.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что размер расходов на оплату услуг представителя, понесённых истцом, является чрезмерным.
Принимая во внимание, что требования истца удовлетворены частично (в удовлетворении основного требования о назначении пенсии отказано), учитывая характер спора по настоящему делу, его сложность, объём работы, выполненной представителем истца, время, затраченное им на участие в судебных заседаниях, требования разумности и справедливости, суд считает, что расходы истца на оплату услуг представителя должны быть возмещены частично в размере 8000 рублей. Оснований для ещё большего уменьшения размера взыскиваемых расходов не имеется.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Алексеева В. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, предпринимательской деятельности, назначить и выплачивать пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы Алексеева В. В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период предпринимательской деятельности с 20 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года.
В удовлетворении исковых требований Алексеева В. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж работы с тяжёлыми условиями труда период работы с 01 декабря 2001 года по 21 июня 2002 года, в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2010 года по 31 декабря 2015 года, с 01 апреля 2016 года по 03 июня 2018 года, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года, назначить страховую пенсию по старости и производить её выплату с 04 июня 2018 года отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу Алексеева В. В. расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего взыскать 8300 рублей (Восемь тысяч триста рублей).
В удовлетворении остальной части требования Алексеева В. В. о взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов