дело № 12-31/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
с.Покровка 23 апреля 2019 года
Октябрьского района Приморского края
Судья Октябрьского районного суда Приморского края Кандыбор С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Диденко А.С. - представителя ОМВД РФ по Октябрьскому району, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Цой Е.В., <данные изъяты> на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске В.А. Берникова от 24.01.2019 № 8, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено,
УСТАНОВИЛ:
06.01.2019 в отношении Цой Е.В. УУП ОМВД РФ по Октябрьскому району Цой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту продажи в 00 часов 05 минут 06.01.2019 в магазине «Рассвет» по адресу: <адрес>, одной бутылки алкогольного напитка «Джин Тоник», объемом 1,5 л, крепостью 7%, по цене 120 рублей – в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Приморского края от 02.12.2009 № 536-КЗ «О регулировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края».
Указанный протокол определением от 07.01.2019 передан на рассмотрение начальнику территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийск, которым постановлением от 24.01.2019 производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Представителем ОМВД РФ по Октябрьскому району - ст. инспектором группы по исполнению административного законодательства Диденко А.С. подана жалоба на указанное постановление, в которой она указала, что диспозиция ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указывает не только на запрет реализации товаров, перечень которых установлен Указом Президента от 22.02.1992 года № 179 «Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», но и на ограничение реализации товаров законодательством РФ.
Так же считает неверным утверждение о том, что, реализация алкогольной продукцией после 22:00 часов образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как предусматривающей административную ответственность только должностных лиц или юридических лиц. В рассматриваемом случае административное правонарушение совершено продавцом магазина, которая не является должностным лицом, и следовательно, ее действия не подпадают под диспозицию данной статьи. По изложенному, считает, что постановление вынесено не объективно, рассмотрено в одностороннем порядке и подлежит отмене.
Жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя Диденко А.С., а также представителя территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийск, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Начальником Территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Уссурийске Берниковым А.А. в суд представлены возражения на поданную жалобу, согласно которым он просил поданную жалобу оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении – без изменений, в обоснование которого указал следующее.
Статьей 16 Закона № 171-ФЗ запрещена реализация алкогольной продукции с 23.00 до 08.00. В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную реализацию алкогольной продукции.
Закон Приморского края от 2 декабря 2009 г. № 536-K3 «О регулировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края» предусматривает, что на территории Приморского края не допускается продажа алкогольной продукции с 22.00 до 09.00 часов.
Таким образом, в действиях Цой Е.В., по мнению сотрудника полиции, составившего протокол об административном правонарушении, установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В соответствии с п. 17 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 г., нарушения, выразившиеся в реализации алкогольной продукции в ночное время должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, когда суд отметил, что, исходя из положений подпункта 1 пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ, установленные статьей 16 Закона № 171-ФЗ требования, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время, являются одновременно особыми требованиями к розничной продаже алкогольной продукции.
Вместе с тем часть 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает самостоятельную административную ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по реализации алкогольной продукции в ночное время свидетельствуют о нарушении ими правил розничной продажи алкогольной продукции и подлежат квалификации по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административное правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных данной статьей. Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что обстоятельством, исключающим производство по делу, является отсутствие состава административного правонарушения.
Выявленное правонарушение квалифицировано неверно в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в действиях гражданки Цой Е.В. отсутствует состав по ст. 14.2 Кодексом РФ об административных правонарушениях, и поскольку должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Уссурийске, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях не вправе переквалифицировать составы административных правонарушений, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Довод заявителя относительно того, что ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает ответственность для граждан, в связи с чем, сотрудником полиции и был составлен протокол по ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении гражданки является несостоятельным в силу того, что факт продажи алкогольной продукции продавцом не снимает ответственности с ООО «Воин-Торг», которое может быть привлечено к самостоятельной административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, уполномочены органы внутренних дел.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Цой Е.В., будучи извещенной о судебном разбирательстве, в суд не прибыла.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы представителя органа, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении, Диденко А.С., возражений начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Уссурийске Берникова А.А., суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом № 171-ФЗ. В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 названного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Под розничной продажей алкогольной продукции понимается такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
Так, согласно пункту 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Статья 6 Закона Приморского края от 02.12.2009 № 536-КЗ «О регулировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края» устанавливает дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края, в том числе запрет реализации алкогольной продукции с 22 часов до 9 часов (п. 1 ч. 1).
Анализ приведенного законодательства и установленных по делу фактических обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что осуществление продавцом Цой Е.В. розничной продажи алкогольной продукции, когда она, в нарушение ограничений свободной продажи алкогольной продукции, установленных вышеизложенными требованиями Закона Приморского края от 02.12.2009 № 536-КЗ, в 00 часов 05 минут в магазине «Рассвет» по адресу: <адрес>, одной бутылки алкогольного напитка «Джин Тоник», объемом 1,5 л, крепостью 7%, по цене 120 рублей, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствует об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Давая оценку доводам о субъекте правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд полагает правомерным привлечение в качестве такового Цой Е.В., при этом исходит из следующего. Как следует из представленной суду копии трудового договора, Цой Е.В. 01.03.2017 принята на работу в ООО «Воин-Торг». Согласно правовым позициям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что специальные нормы ответственности за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные для должностных и юридических лиц согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не исключают возможности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лица, непосредственно осуществившего розничную продажу алкогольной продукции в нарушение требований закона, ограничивающих её свободную реализацию.
Неправильное определение должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, обстоятельств, имеющих значение для дела, основанное на ошибочном толковании норм материального права, не позволило обеспечить выполнение фундаментальных положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном рассмотрении дела и его разрешении в соответствии с законом, повлияло на исход дела, в связи с чем, обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Октябрьским районным судом Приморского края настоящей жалобы срок давности привлечения Цой Е.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел (за нарушение законодательства о защите прав потребителей), составляющий один год со дня совершения правонарушения, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение начальнику Территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Уссурийске.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Отменить постановление начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по <адрес> в городе Уссурийске ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, дело возвратить на новое рассмотрение в Территориальный отдел Роспотребнадзора по <адрес> в городе Уссурийске.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Кандыбор