Судья Зацепилина Е.В. Дело № №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Сивашовой А.В., Старцевой С.А.,
при секретаре Гороховой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусовой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Трусовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Трусова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование указала, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области от <дата>. в досрочном назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Трусова О.В. просила суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом Кромской центральной районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента обращения в пенсионный орган - с 08 октября 2019 года.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что периоды работы истца в должности заведующей медицинским пунктом не подлежат зачету в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено действующим законодательством, а работа в указанный период в качестве среднего медицинского персонала не подтверждена документально.
Приводит довод о том, что в специальный стаж не подлежат включению периоды дополнительного отпуска (7 дней в 1997 году).
Указывает, что право Трусовой О.В. на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с <дата>
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Трусова О.В. <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области от <дата>. в досрочном назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия специального стажа. В указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г., с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом. Свое решение ответчик мотивировал тем, что наименование должности не предусмотрено Списками. Пенсионным органом признано наличие у истца 27 лет 5 месяцев 24 дней специального стажа. Период работы с 01 мая 1998 г. по 30 сентября 1998 г. засчитан в стаж в льготном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке, Трусова О.В. с <дата>. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. <дата>. в порядке перевода она была принята медсестрой <...> хозрасчетного медпункта, <дата> г. переведена заведующей в <...> медпункт, <дата>. переведена медсестрой наркологического отделения.
В соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности Бюджетного учреждения Орловской области «Кромская центральная районная больница» (далее – БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ») от 26 января 2017 г. <...> медицинский пункт расположен по адресу: <адрес>
Из объяснений Трусовой О.В. в судебном заседании следует, что, работая в должности заведующей <...> медпунктом, она выполняла обязанности среднего медицинского персонала, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. №566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны». Деятельность медпункта распространялась на несколько деревень. Она была единственным медицинским работником в <...> медпункте, оказывающим гражданам медицинскую помощь.
Согласно справке БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» от 07 ноября 2019 г. №245-к Трусова О.В. работала в должности заведующей <...> медпунктом с 01 апреля 1996 г. (приказ от 21 марта1996 г. № 10) по 30 апреля 1999 г. В период работы выполняла следующие обязанности: оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к больному или направлением его в лечебное учреждение, лично сопровождая больного в необходимых случаях; оказывала доврачебную помощь населению; вела амбулаторный прием в медпункте; обслуживала вызовы на дому; выполняла назначения врачей; измеряла артериальное давление; осуществляла патронаж новорожденных; осуществляла организацию и проведение профилактических прививок населению.
Из амбулаторных карт, представленных суду БУЗ Орловской области
«Кромская ЦРБ», заполненных истцом во время работы в спорный период в <...> медпункте, усматривается, что истец осуществляла патронаж новорожденных, оказывала детям медицинскую помощь.
Из штатных расписаний БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» за 1996- 1999 годы следует, что в <...> медпункте были предусмотрены должности заведующей и санитарки.
Из показаний свидетель ФИО следует, что с <дата> по <дата> она работала заместителем главного врача БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ». Трусова О.В. работала в должности заведующей <...> медпунктом, осуществляла лечебно-профилактическую работу, поскольку должности медицинской сестры и фельдшера в штате медпункта предусмотрено не было. Истец подчинялась руководству БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ». Работая заведующей Трусова О.В. фактически исполняла обязанности фельдшера.
Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО и ФИО. также подтвердили, что в спорные периоды истец была единственным медицинским работником в медпункте и непосредственно оказывала иную медицинскую помощь населению.
Согласно акту документарной проверки архивных документов БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» от <дата> в расчетно - платежных ведомостях за май – сентябрь 1999 г. истец Трусова А.В. значится как фельдшер. В связи с этим, период работы с 01 мая 1998 г. по 30 сентября 1998 г. засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.
Судом первой инстанции проанализированы Положение о
фельдшерско-акушерском пункте и Положение о заведующем фельдшерско-
акушерским пунктом-фельдшере, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. №566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны».
Из названных Положений следует, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Штат фельдшерско-акушерского пункта устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами. Работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий медпунктом выполняет их обязанности и пользуется правами, предусмотренными соответствующими Положениями.
Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта осуществления истцом в периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей Красниковским медицинским пунктом лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения. Мотивируя свои выводы, указал, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в спорные периоды истец выполняла трудовые функции заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера на полную ставку. Иных должностей среднего медицинского персонала в указанные периоды в штате медицинского пункта не имелось. В связи с этим, указание работодателем наименования должности истца не в соответствии со Списком, не может являться основанием для отказа в досрочном назначении пенсии.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно частям 3,4 статьи 30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, для периодов работы с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.
Списком от 29 октября 2002 г. № 781 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер. В разделе «Наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 29 октября 2002 г. №781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии со Списком от 06 сентября 1991 г. №464 работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет. Один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца).
Учитывая, что факт осуществления Трусовой О.В. в спорные периоды лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, решение районного суда является законным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что в специальный стаж Трусовой О.В. не подлежат включению периоды дополнительного отпуска, необоснованны.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516).
Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Поскольку с учетом включения спорных периодов в специальный стаж 30-летний стаж медицинской деятельности был выработан Трусовой О.В. <дата> г., с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении она обратилась <дата> г., суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на право заявителя на досрочное назначение пенсии и законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. Дело № №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Сивашовой А.В., Старцевой С.А.,
при секретаре Гороховой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусовой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Трусовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Трусова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование указала, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области от <дата>. в досрочном назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Трусова О.В. просила суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом Кромской центральной районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента обращения в пенсионный орган - с 08 октября 2019 года.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что периоды работы истца в должности заведующей медицинским пунктом не подлежат зачету в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено действующим законодательством, а работа в указанный период в качестве среднего медицинского персонала не подтверждена документально.
Приводит довод о том, что в специальный стаж не подлежат включению периоды дополнительного отпуска (7 дней в 1997 году).
Указывает, что право Трусовой О.В. на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с <дата>
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Трусова О.В. <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области от <дата>. в досрочном назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия специального стажа. В указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г., с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей <...> медицинским пунктом. Свое решение ответчик мотивировал тем, что наименование должности не предусмотрено Списками. Пенсионным органом признано наличие у истца 27 лет 5 месяцев 24 дней специального стажа. Период работы с 01 мая 1998 г. по 30 сентября 1998 г. засчитан в стаж в льготном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке, Трусова О.В. с <дата>. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. <дата>. в порядке перевода она была принята медсестрой <...> хозрасчетного медпункта, <дата> г. переведена заведующей в <...> медпункт, <дата>. переведена медсестрой наркологического отделения.
В соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности Бюджетного учреждения Орловской области «Кромская центральная районная больница» (далее – БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ») от 26 января 2017 г. <...> медицинский пункт расположен по адресу: <адрес>
Из объяснений Трусовой О.В. в судебном заседании следует, что, работая в должности заведующей <...> медпунктом, она выполняла обязанности среднего медицинского персонала, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. №566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны». Деятельность медпункта распространялась на несколько деревень. Она была единственным медицинским работником в <...> медпункте, оказывающим гражданам медицинскую помощь.
Согласно справке БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» от 07 ноября 2019 г. №245-к Трусова О.В. работала в должности заведующей <...> медпунктом с 01 апреля 1996 г. (приказ от 21 марта1996 г. № 10) по 30 апреля 1999 г. В период работы выполняла следующие обязанности: оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к больному или направлением его в лечебное учреждение, лично сопровождая больного в необходимых случаях; оказывала доврачебную помощь населению; вела амбулаторный прием в медпункте; обслуживала вызовы на дому; выполняла назначения врачей; измеряла артериальное давление; осуществляла патронаж новорожденных; осуществляла организацию и проведение профилактических прививок населению.
Из амбулаторных карт, представленных суду БУЗ Орловской области
«Кромская ЦРБ», заполненных истцом во время работы в спорный период в <...> медпункте, усматривается, что истец осуществляла патронаж новорожденных, оказывала детям медицинскую помощь.
Из штатных расписаний БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» за 1996- 1999 годы следует, что в <...> медпункте были предусмотрены должности заведующей и санитарки.
Из показаний свидетель ФИО следует, что с <дата> по <дата> она работала заместителем главного врача БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ». Трусова О.В. работала в должности заведующей <...> медпунктом, осуществляла лечебно-профилактическую работу, поскольку должности медицинской сестры и фельдшера в штате медпункта предусмотрено не было. Истец подчинялась руководству БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ». Работая заведующей Трусова О.В. фактически исполняла обязанности фельдшера.
Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО и ФИО. также подтвердили, что в спорные периоды истец была единственным медицинским работником в медпункте и непосредственно оказывала иную медицинскую помощь населению.
Согласно акту документарной проверки архивных документов БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» от <дата> в расчетно - платежных ведомостях за май – сентябрь 1999 г. истец Трусова А.В. значится как фельдшер. В связи с этим, период работы с 01 мая 1998 г. по 30 сентября 1998 г. засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.
Судом первой инстанции проанализированы Положение о
фельдшерско-акушерском пункте и Положение о заведующем фельдшерско-
акушерским пунктом-фельдшере, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. №566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны».
Из названных Положений следует, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Штат фельдшерско-акушерского пункта устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами. Работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий медпунктом выполняет их обязанности и пользуется правами, предусмотренными соответствующими Положениями.
Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта осуществления истцом в периоды работы с 01 апреля 1996 г. по 30 апреля 1998 г. и с 01 октября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности заведующей Красниковским медицинским пунктом лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения. Мотивируя свои выводы, указал, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в спорные периоды истец выполняла трудовые функции заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера на полную ставку. Иных должностей среднего медицинского персонала в указанные периоды в штате медицинского пункта не имелось. В связи с этим, указание работодателем наименования должности истца не в соответствии со Списком, не может являться основанием для отказа в досрочном назначении пенсии.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно частям 3,4 статьи 30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, для периодов работы с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.
Списком от 29 октября 2002 г. № 781 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер. В разделе «Наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 29 октября 2002 г. №781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии со Списком от 06 сентября 1991 г. №464 работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет. Один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца).
Учитывая, что факт осуществления Трусовой О.В. в спорные периоды лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, решение районного суда является законным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что в специальный стаж Трусовой О.В. не подлежат включению периоды дополнительного отпуска, необоснованны.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516).
Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Поскольку с учетом включения спорных периодов в специальный стаж 30-летний стаж медицинской деятельности был выработан Трусовой О.В. <дата> г., с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении она обратилась <дата> г., суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на право заявителя на досрочное назначение пенсии и законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи