Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 20 января 2021 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретарях Киселевой А.И., Андросовой А.Ю.,
с участием представителя административного истца Сальникова Д.А.,
представителя заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Ильина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Козина И.И. к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
Козин И.И. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указал, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска.
В период с 2016 г. по 2018 г. он обучался в ординатуре ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», в указанный период с проживал в г.Самаре, в связи с чем, был зарегистрирован по месту пребывания и состоял на воинском учете в Военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г.Самары.
На период обучения в ординатуре ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (протокол призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ).
С момента постановки на воинский учет и по настоящее время он проживал и продолжает проживать по адресу регистрации. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста, повесток о необходимости явки в военный комиссариат он не получал.
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией муниципального образования «город Ульяновск» в отношении него вынесено решение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас.
С данным решением призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета, что влечет за собой ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.
В связи с чем, Козин И.И. просил признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/У) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязав административного ответчика рассмотреть вопрос о принятии решения о его зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и выдать военный билет.
Административный истец Козин И.И. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца Сальников Д.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании административный иск по приведенным в нем доводам поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Ильин А.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен, в письменных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Козин И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, был принят на воинский учет по месту регистрации.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2016 г. на основании подпункта «а» части 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как обучающемуся по очной форме в ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» по направлению специалитета.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Козину И.И. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ординатуре ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (с 2016 по 2018 г.г.).
После указанного времени отсрочка от призыва на военную службу Козину И.И. не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ Козину И.И. выдан диплом об окончании ординатуры в ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет».
В период обучения административный истец (до ДД.ММ.ГГГГ) имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (общежитие).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козин И.И. состоял на воинском учете в Военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г. Самара.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат не обращался, на воинский учет не встал.
ДД.ММ.ГГГГ Козин И.И. принят на воинский учет Отделом военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска, извещен повесткой о явке для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним, на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Козин А.А. достиг возраста 27 лет.
ДД.ММ.ГГГГ он прошел медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии муниципального образования «г. Ульяновск» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания ДД.ММ.ГГГГ №4/У) Козин И.И. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
Полагая указанное решение призывной комиссии незаконным, Козин И.И. обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Как установлено статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1); на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).
В силу п. 1.1. ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 указанного Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В силу п. 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
На основании пунктов 1, 3 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона о воинской обязанности и военной службе воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Согласно ст. 31 указанного Федерального закона, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений, установленных в п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 902.10.2007 № 400, следует, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», следует, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Князев Д.Е. – начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска пояснил, что после окончания обучения и убытием по адресу постоянной регистрации, Козин И.И. обратился в Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г. Самара за снятием с воинского учета, где был снят 26.09.2018. Затем Козин И.И. обязан был в двухнедельный срок встать на воинский учет в военный комиссариат Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска, но этого не сделал. В военкомат Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска для постановки на воинский учет Козин И.И. обратился лишь 24.08.2020. Ранее из Военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г. Самара поступал запрос розыска Козина И.И. по предполагаемому месту убытия, после чего был осуществлен выход по месту регистрации призывника, но вручить повестку ему не представилось возможным. Указал, что военный комиссариат не вправе снять призывника с воинского учета без его непосредственного обращения.
Из материалов дела следует, что 31.01.2020 Военным комиссариатом Советского и Железнодорожного районов г. Самара в Военный комиссариат Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска направлялся запрос на проведение розыскных мероприятий в отношении Козина И.И., убывшего по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>, после окончания обучения в СамГУ в 2018 г., о его вызове и постановке на воинский учет.
28.02.2020 военным комиссаром Железнодорожного и Ленинского районов г.Ульяновска на указанный запрос было сообщено о том, что Козин И.И. с заявлением о постановке на воинский учет не обращался, по месту постоянной регистрации отсутствует, со слов отца Козина И.В. сын обучается в ординатуре Самарского ГМУ.
Доводы представителя административного истца о том, что Козин И.И. не снимался с воинского учета по месту пребывания в Военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г. Самара, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 53 Положения о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, граждан снимают с воинского учета по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания; граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Как указывалось выше, в Военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г. Самара Козин А.А. снялся с воинского учета 26.09.2018, при этом, в течение двух недель меры по постановке на воинский учет по новому месту жительства не принял, в Военный комиссариат Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска для постановки на воинский учет обратился лишь 24.08.2020.
Невыполнение указанной обязанности лишило возможности проводить в отношении Козина И.И. в период с 27.09.2018 по 23.08.2020 мероприятия, связанные с призывом на военную службу по месту воинского учета, факт не постановки на воинский учет в военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов г.Ульяновска исключил проведение в отношении него призывных мероприятий по месту регистрации.
Материалами личного дела призывника не подтверждаются доводы представителя административного истца о том, что после окончания обучения и временной регистрации в общежитии по месту учебы Козин И.И. сообщил о его новом месте пребывания по адресу: <адрес>. Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что военный комиссариат располагал сведениями об указанном фактическом месте жительства административного истца, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения им, как лицом, подлежащим призыву на военную службу, обязанностей по воинскому учету, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.
В связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24.11.2020, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░