дело № 2-90/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 января 2019 года Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Сибилевой О.Е.,
при секретаре Сушковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Уваровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок», администрации города Уварово Тамбовской области об обязывании обеспечить охрану объекта,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Уваровского межрайонного прокурора обратился в Уваровский районный суд Тамбовской области суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок», администрации города Уварово Тамбовской области об обязывании обеспечить охрану объекта, указав, что прокуратурой по заданию прокуратуры Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защиты объектов образования. Однако в ходе проверки установлено, что принимаемые образовательным учреждением меры по предупреждению преступных посягательств нельзя признать достаточными. Так, проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона пропускной режим и охрана здания образовательного учреждения в МБДОУ «Теремок» круглосуточно обеспечивается силами сторожей, входящими в штат образовательной организации. Указанные лица не прошли специальное обучение, не имеют правовой статус частного охранника. Наличие указанных работников, не прошедших специальное обучение, не может обеспечить пропускной режим и надлежащий уровень защиты на территории образовательной организации в целях обеспечения безопасности детей и других лиц во время образовательного процесса ввиду отсутствия специальной подготовки и права использования специальных средств защиты и мер административного принуждения. Обеспечение организации пропускного режима силами работников охранных предприятий способствует профилактике террористических проявлений и обеспечению реальной защиты детей и персонала от террористических и иных посягательств. Таким образом, на момент проверки антитеррористическая защищённость образовательного учреждения не соответствует складывающейся обстановке и предъявляемым требованиям. В соответствии с нормами и требованиями п. 7.1 ч. 1 ст. 16 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона № 35-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма территории муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В соответствии с утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Из приведенных норм усматривается, что орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательных учреждений, должен, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащенные всем необходимым в соответствии с установленными правилами и нормами, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся и сотрудников образовательного учреждения. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Наличие выявленных нарушений законодательства влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работников образовательной организации, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствует нарушению прав граждан, предусмотренных ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью. В целях устранения указанных нарушений законодательства необходимо незамедлительно принять весь комплекс мер, направленных на их устранение и недопущение впредь. Просит суд обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Тамбовская область, город Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать администрацию города Уварово Тамбовской области выделить денежные средства на охрану образовательных учреждений.
В судебном заседании помощник Уваровского межрайонного прокурора Орлова Л.С., уточнив исковые требования, просил возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», муниципальное образование город Уварово в лице администрации города Уварово Тамбовской области в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также возложить обязанность на муниципальное образование город Уварово Тамбовской области в лице администрации города Уварово Тамбовской области выделить денежные средства на охрану объекта образования, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1мкр., д. 27 Б.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» Руднева Е.В., Степанова Е.В., действующая на основании доверенности № 1 от 10.01.2019, исковые требования признали в полном объеме, представив соответствующее письменное заявление.
Представитель ответчика муниципального образования города Уварово в лице администрации города Уварово Тамбовской области Башлыкова Д.В., действующая на основании доверенности № 44 от 30.11.2018, исковые требования признала в полном объеме, представив суду соответствующее письменное заявление.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку рассматриваемые исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок», муниципальному образованию города Уварово в лице администрации города Уварово Тамбовской области законны и обоснованы, не нарушают права и законные интересы третьих лиц, признание ответчиком иска должно быть принято судом, а исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, помимо признания иска представителями ответчиков, рассматриваемые исковые требования Уваровского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) установлено, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
По смыслу подпункта 15 части 3 статьи 28 Закона № 273-Ф3 образовательная организация создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-Ф3) приоритет предупредительных мер является одним из основных принципов противодействия терроризму.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона № 35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Как следует из пункта 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей, к которым относятся также объекты образования. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь, исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Правительством Российской Федерации 07.10.2017 принято Постановление № 1235, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тесту - Требования). В соответствии с п. 40 Требований паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается на каждый объект (территорию) на основании на основании акта обследования и категорирования объекта (территории).
Актом обследования и категорирования объекту МБДОУ «Детский сад «Теремок» присвоена 2 категория опасности, в выводах и рекомендация, указанных в паспорте безопасности объекта с целью повышения антитеррористической защищенности рекомендовано заключение договоров с частным охранным предприятием, для организации физической охраны.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право па создание ведомственной охраны.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей, в том числе охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Организация пропускного режима в образовательном учреждении является одной из мер превентивного характера, необходимость осуществления которой направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму.
Однако, согласно справке, составленной 03 декабря 2018 года помощниками Уваровского межрайонного прокурора Шляпниковой А.И. и Орловой Л.С., установлено, что согласно представленным паспортом безопасности МБДОУ «Детский сад «Теремок» и акту обследования и категорирования объекта, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, присвоена 2 категория опасности, охрана объекта и пропускной режим обеспечивается сторожем учреждения, договор с частным охранным предприятием для организации физической охраны не заключен.
В соответствии с нормами и требованиями пункта 7.1 части 1 статьи 16 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 52 Закона № 35-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма территории муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности и обоснованности исковых требований заместителя Уваровского межрайонного прокурора.
Руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок», муниципальному образованию город Уварово в лице администрации города Уварово Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, о возложении обязанности на муниципальное образование город Уварово Тамбовской области в лице администрации города Уварово Тамбовской области выделить денежные средства на охрану объекта образования, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», муниципальное образование город Уварово в лице администрации города Уварово Тамбовской области в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Возложить обязанность на муниципальное образование город Уварово Тамбовской области в лице администрации города Уварово Тамбовской области выделить денежные средства на охрану объекта образования, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, 1 мкр., д. 27 Б.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Уваровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е. Сибилева
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2019.
Судья О.Е. Сибилева