К делу №2-188/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2013 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Паластровой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Е.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя ответчика – представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район – Карпенко О.И., действующей на основании доверенности № 194 от 29 января 2013 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район – Ушаковой Н.А., действующей на основании доверенности №10055 от 24 декабря 2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма,
У С Т А Н О В И Л:
Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов ФИО1 состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с иском к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Иск мотивирован тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 17 ноября 2012 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц, однако в нарушение части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение ему не предоставлено.
ФИО1 в интересах которого прокурором заявлен иск, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление о рассмотрении искового заявления без его участия, настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. исковые требования уточнила, пояснила, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район № от 10.12.2012г. ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесен в отдельный основной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с датой и временем принятия на учет 17 ноября 2012 года в 10 часов 00 минут, но до настоящего времени жильем не обеспечен. Постановлением главы губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот (далее Порядок…), согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрации Тихорецкого района переданы полномочия по осуществлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем детей-сирот, которые делегированы управлению по вопросам семьи и детства.
Прокурор просит на основании статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края однократно предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в учебном заведении. Обязать Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район однократно предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в учебном заведении, в порядке, установленном действующим законодательством.
Представитель ответчика - Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район Карпенко О.И. в судебном заседании просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования Тихорецкий район Ушакова Н.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований пояснив, что на администрацию Краснодарского края возложены государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц. Пункт 4.2 Порядка… от 30 июля 2009года №653 предусматривает, что постановлением (распоряжением) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма назначается уполномоченный орган по заключению договоров найма жилого помещения. Т.е фактическое предоставление жилых помещений в рамках реализации указанных государственных полномочий осуществляется Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район путем заключения начальником Управления и гражданином договора найма специализированного жилого помещения по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме.
В 2012-2013 годах денежные средства краевого бюджета на осуществление государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям – сиротам в бюджет муниципального образования Тихорецкий район не поступали, в связи с чем, невозможно обеспечить жильем ФИО1 ввиду отсутствия в Тихорецком районе свободных жилых помещений. При этом, ФИО1 в настоящее время находится на полном государственном обеспечении, поскольку учится на бюджетной форме дневного (очного) обучения до 31 января 2014 года.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации в статье 2 закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40) Конституции Российской Федерации.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации
«О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Краснодарского края на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку пребывает на полном государственном обеспечении, что не оспаривается ответчиками.
ФИО1 проживает по улице <адрес>, 110 а квартира 71 в городе Тихорецке и зарегистрирован по указанному адресу с 15 сентября 2012 года. Договор социального найма с ним не заключался.
Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 10.12.2012 № ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей на момент возникновения права истца.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» от 15 декабря 2004 года № 805- КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Согласно п. 1.1 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 г. №743, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях детей – сирот) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанной категории, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 5 Закона о дополнительных гарантиях детей – сирот исполнение указанных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона Краснодарского края
от 30.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав
на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
На основании пункта 1.3 указанного Порядка установлено, что функции, связанные с осуществлений мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями, а в пункте 4.4 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием
для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
На основании части 7, 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования.
Статья 33 Устава муниципального образования Тихорецкий район устанавливает, что администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Тихорецкий район, обладает правами юридического лица (части 1,2 статьи 33). Отраслевые (функциональные) органы администрации - отделы, управления администрации на основании статьи 44 Устава могут наделяться правами юридического лица.
Структура администрации утверждена решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 26 мая 2008 года № 7, в структуре предусмотрено управление по вопросам семьи и детства.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район, утвержденного решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 27 июня 2008 года № 38, протокол № 2, управление является отраслевым органом администрации и осуществляет в пределах своих полномочий функции в области опеки, попечительства и семейной политики в муниципальном образовании Тихорецкий район. Управление наделено правами юридического лица (пункт 1.8 Положения).
На основании части 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениям, образуемыми для осуществления управленческих функций. Администрация и Управление являются юридическими лицами, и в силу статьи 48 Гражданского кодекса РФ самостоятельно выступают в суде в качестве истца и ответчика.
Пункт 4.2 Порядка предусматривает, что постановлением (распоряжением) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма назначается уполномоченный орган по заключению договоров найма жилого помещения. Т.е фактическое предоставление жилых помещений в рамках реализации указанных государственных полномочий осуществляется Управлением путем заключения начальником Управления и гражданином договора найма жилого помещения по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме
Статьи 1 и 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам.
Следовательно, указанные государственные полномочия в области социальной сферы переданы Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края и Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края и Управление по вопросам семьи и детства муниципального образования Тихорецкий район наделено полномочиями по предоставлению специализированных жилых помещений по договору найма детям-сиротам.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление специализированного жилого помещения по договорам найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированного жилого помещения по договору найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
При указанных обстоятельствах, с учетом принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает заявленные требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма.
Обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края однократно предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу города <адрес> Краснодарского края, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в учебном заведении.
Обязать Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район однократно предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке города <адрес> Краснодарского края, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в учебном заведении, в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С У Д Ь Я подпись
Копия верна Г.В.Паластрова