УИД: 18RS0015-01-2020-000049-32
Дело № 2-72/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 20 августа 2020 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Балакиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шергин П.Н. к Муниципальному образованию «Камбарское» в лице администрации Муниципального образования «Камбарское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, взыскании судебных расходов,
с участием в заседании:
- истца Шергина П.Н.;
- представителя истца адвоката Гоголевой Л.Ф., действующей на основании ордера,
УСТАНОВИЛ:
Шергин П.Н. первоначально обратился в суд с иском к МО «Камбарский район» в лице администрации МО «Камбарский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, взыскании судебных расходов.
По ходатайству истца определением суда от 26 мая 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика МО «Камбарский район» в лице администрации МО «Камбарский район» на муниципальное образование «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» (л.д. 64, 69-71).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и окончательно просил суд возложить обязанность на МО «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» предоставить Шергину П.Н. по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 23,5 квадратных метра.
Требования истца мотивированы тем, что он зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м., предоставленной по договору социального найма жилого помещения от 22.05.1998 г., заключенному между ним и отделом ЖКХ Администрации Камбарского района.
Другого жилого помещения в собственности не имеет.
Проживать в квартире невозможно.
Согласно заключению № от 31.08.2014 г. межведомственной комиссии Администрации г. Камбарка, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Он состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации МО «Камбарское» с 29.06.1996 г. по настоящее время за № 35, состав семьи один человек. Согласно данным технического паспорта, составленного по состоянию на 24.01.1982 г., год постройки данного дома - до 1917 г.
Им в прокуратуру Камбарского района было подано заявление о необходимости предоставления жилья по договору социального найма, на которое в декабре 2019 г. получен ответ, что согласно заключению специализированной организации ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» процент физического износа жилого дома на момент проведения обследования составил 80 %, что указывает на аварийное состояние.
В указанном доме он остался проживать один, так как жильцам из других квартир были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма.
У него нет возможности снимать другое жилье, а после того как его квартира в доме осталась единственной занятая жильцом, то постепенное разрушение и без того ветхого дома стало ещё быстрее (потолок провис внутрь помещения и грозит обвалиться, ночью слышен скрип оседающих стропил).
Администрацией МО «Камбарское» ему было направлено письмо 27.01.2020 г. с предложением занять по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Предложенное жилое помещение находится в здании общежития с общими местами пользования (туалет и душ) на несколько квартир в конце коридора, меньшей площадью, что он занимал ранее. Другое жилье по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
В связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, исходя из положений действующего законодательства, ответчик должен предоставить другое жилое помещение по договору социального найма.
Проживание в непригодном и аварийном жилом помещении, в котором проживать не возможно и опасно для жизни и здоровья, фактически ведёт к произвольному лишению его жилища. Поэтому на ответчика необходимо возложить обязанность предоставить по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 23,5 кв.м.
Кроме того, им оплачены услуги адвоката за составление искового заявления в размере 1 500 руб. и госпошлина за подачу иска в суд, которые должны быть взысканы с ответчика в его пользу в полном объёме (л.д. 4-5, 65-66).
В судебном заседании истец Шергин П.Н. и его представитель адвокат Гоголева Л.Ф., действующая на основании ордера (л.д. 27), поддержали исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Ответчик Администрация МО «Камбарское» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и проанализировав доказательства по делу в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно договору найма жилого помещения от 22.05.1998 г., отдел ЖКХ Администрации Камбарского района (наймодатель) предоставил Шергину П.Н. (нанимателю) и членам его семьи в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире, общей площадью 23,5 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).
Из представленного в материалы дела паспорта (копии) серии 94 01 №, выданного Камбарским РОВД ДД.ММ.ГГГГ, и справки администрации МО «Камбарское» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что истец Шергин П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, и его семья состоит из одного человека (л.д. 8, 13).
Согласно письму администрации Камбарского района от 16.03.2020 г. №, в реестре муниципальной собственности МО «Камбарский район» по состоянию на 16.03.2020 г. не числится жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 38).
Из постановления Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2012 г. № 497 «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Камбарский район» и входящим в его состав муниципальным образованием «Камбарское»», а также передаточного акта имущества, передаваемого из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» следует, что спорная квартира по адресу: <адрес>, находится в собственности МО «Камбарское» (л.д. 39-45, 46-60).
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации МО «Камбарское» № от 21.08.2014 г., многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 68).
Истец Шергин П.Н. состоит на учёте в администрации МО «Камбарское» в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 29.01.1996 г. по настоящее время, порядковый номер в списке – 27, что подтверждается справкой администрации МО «Камбарское» от 19.03.2020 г. № (л.д. 67).
Администрацией МО «Камбарское» в материалы дела представлен реестр свободного жилого фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76-77).
Шергину П.Н. администрацией МО «Камбарское» предлагались по договору социального найма жилые помещения по адресам:
- <адрес>;
- <адрес>, в/б 136, <адрес>;
- <адрес>.
От данных предложений истец отказался, указав на несоответствие квартир санитарным и техническим нормам (л.д. 12, 61, 79, 81, 82).
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.
Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П, Определение от 15.02.2005 г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п. 33 данного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с <данные изъяты>
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
Статьёй 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (статья 55 ЖК РФ).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2018 г. № 57-КГ18-16).
Как установлено судом, истец Шергин П.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения от 22.05.1998 г.; в указанной квартире зарегистрирован и проживает один.
Жилой дом, в котором проживает истец, решением межведомственной комиссии в установленном законном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, принятие граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется.
Другого жилого помещения, пригодного для проживания, истец не имеет, и учитывая вышеизложенное, относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, на органы местного самоуправления г. Камбарки законом возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Однако данная обязанность в отношении истца не исполнена, поскольку до настоящего времени другое жилое помещение на условиях социального найма взамен непригодного, ответчиком МО «Камбарское» Шергину П.Н. не предоставлено.
В соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Следовательно, поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарки Удмуртской Республики, общей площадью не менее 23,5 кв. м.
В части взыскания судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности, относятся издержки, признанные судом необходимыми.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Из квитанции к приходному кассовому ордеру № от 19.02.2020 г. следует, что истцом Шергиным П.Н. за составление искового заявления оплачено адвокату Гоголевой Л.Ф. 1 500 руб. 00 коп. (л.д. 17).
Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ.
Согласно чеку-ордеру Удмуртского отделения 8618/2 Сбербанка от 19.02.2020 г., операция 4827, при подаче искового заявления в суд истцом оплачена госпошлина в размере 300 руб. 00 коп. (л.д. 6).
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, требования истца Шергина П.Н. о взыскании с ответчика в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шергин П.Н. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Камбарское» в лице администрации муниципального образования «Камбарское» обязанность предоставить Шергин П.Н., по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 23,5 квадратных метра.
Взыскать с муниципального образования «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» в пользу Шергин П.Н. судебные издержки по оплате услуг адвоката за составление иска в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп.
В удовлетворении требований Шергин П.Н. в части взыскания судебных издержек по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2020 года.
Судья /подпись/ С.Ф. Мавлиев
Копия верна: Судья С.Ф. Мавлиев