РЕШЕНИЕ № 2-3415/2015
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 17 ноября 2015 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Емельяновой Н.В.
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстеневой Н.П. Администрации г. Тамбова о признании недействительным постановления и восстановлении в списках участников подпрограммы «Молодежи-доступное жилье», признании права на получение социальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Толстенева Н.П. *** г.р. постановлением администрации г. Тамбова *** от 16.12.2010 г. была признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 2 человека- она и дочь ФИО5
Постановлением администрации г. Тамбова *** от 07.06.2011 г. ее семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. с 31.01.2011 г.
31.07.2015 г. Толстеневой Н.П. было получено уведомление жилищного комитета администрации г. Тамбова от 09.07.2015 г. ***, в котором указано, что постановлением администрации г. Тамбова от 08.07.2015 г. *** ее семья исключена из состава участников подпрограммы «Молодежи-доступное жилье» в связи с тем, что ее возраст превысил *** лет.
15.10.2015 г. Толстенева Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что считает постановление ФИО3 г. Тамбова по вопросу исключения ее семьи из числа участников подпрограммы не соответствует требованиям законодательства. В обоснование заявленных требований в исковом заявлении истица указала, что в момент признания ее семьи нуждающейся в жилом помещении и признания участником городской целевой программы «Молодежи-доступное жилье» на 2002-2010 годы ее семья полностью отвечала установленным требованиям. Действующие нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации указанной программы не регулирую порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а устанавливают требования к лицам, претендующим на участие в ней. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с достижением предельного возраста законодательством не предусмотрена. Социальная выплата ее семьей получена не была ввиду отсутствия бюджетного финансирования, позволяющего произвести социальные выплаты для всех участников. Указанное обстоятельство не может повлечь негативные последствия для участников Программы. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На основании изложенного просила признать недействительными п.п. 3.3 п.3 постановления администрации г. Тамбова от 08.07.2015 г. *** и обязать администрацию г. Тамбова восстановить ее составом семьи 2 человека (она и дочь ФИО5) в списках участников подпрограммы «Молодежи-доступное жилье». С учетом уточненного искового заявления просила также признать за ней право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Истица в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившеся истицы.
В судебном заседании 10.11.2015 г. исковые требования поддержала по основаниям и в объеме, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика-администрации г. Тамбова по доверенности Сысовева З.А. в суде исковые требования не признала и пояснила, что Толстенева Н.П. *** г.р. постановлением администрации г. Тамбова *** от 16.12.2010 г. была признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 2 человека- она и дочь ФИО5 Постановлением администрации г. Тамбова *** от 07.06.2011 г. ее семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. с 31.01.2011 г. В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья говорится, что участником программы может быть молодая семья, которая отвечает следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Поскольку на момент формирования списка молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году возраст Толстеневой превысил *** лет, она утратила право на получение социальной выплаты, что и явилось причиной исключения ее из числа участников подпрограммы.
Представитель 3-его лица- управления строительства и инвестиций области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-его лица. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что с исковые требования не признает по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья говорится, что участником программы может быть молодая семья, которая отвечает следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2015 году был утвержден управлением инвестиций области 24 июня 2015 года. Указанный список формируется из числа молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом средств муниципального бюджета, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат в соответствующем году. Список молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в той хронологической последовательности, в которой молодые семьи были включены в список участников подпрограммы. При этом в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Кроме того, в соответствии с п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования,( в редакции от 25.08.2015 г.) в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей- участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Толстенева Н.П. *** г.р. постановлением администрации г. Тамбова *** от 16.12.2010 г. была признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 2 человека- она и дочь ФИО5 Постановлением администрации г. Тамбова *** от 07.06.2011 г. ее семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. с 31.01.2011 г.
Постановлением администрации г. Тамбова от 08.07.2015 г. *** ее семья исключена из состава участников подпрограммы «Молодежи-доступное жилье» в связи с тем, что ее возраст превысил *** лет.
При таких обстоятельствах, принятие постановления администрацией г. Тамбова от 08.07.2015 г. *** в части исключения истицы из числа участников подпрограммы неразрывно связано с ее правом на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Пункт 6 Правил определяет, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а)возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35лет;
б)молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом7 настоящих Правил;
в)наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что в федеральном нормативном правовом акте - подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" установлено специальное понятие "молодая семья", которое является субъектом регулируемых подпрограммой правоотношений и действие данной подпрограммы может распространяться только на этот субъект.
Список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году был утвержден управлением строительства и инвестиций области 24.06.2015 г. На тот момент возраст Толстеневой Н.П. уже превысил *** лет, в связи с чем она не могла быть включена в указанные списки.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами администрации г. Тамбова и управления строительства и инвестиций области, что с достижением возраста *** лет Толстенева Н.П. утратила право на участие в подпрограмме, с связи с тем, что не отвечала требованиям, предъявляемым к субъектам регулируемых подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» правоотношений. В связи с изложенным, истица правомерно была исключена администрацией г. Тамбова из списка участников данной подпрограммы.
Указанные выводы подтверждаются и тем, что постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 г. №889, федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы была изложена в новой редакции, в соответствии с которой п. 27 Правил был дополнен нормой, предусматривающей, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Толстеневой Н.П.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.11.2015 ░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░