РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2017 года Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Воронцовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мещерякова И.В. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа.
У С Т А Н О В И Л:
Мещеряков И.В. обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, указав, что 13.06.13г. заявителем было подано заявление № о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 634,00 кв.м., под садоводство.
08.07.2013г. Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары предоставил сведения о том, что земельный участок находится в границах г.о. Самары; градостроительные регламенты не установлены.
В соответствии с Постановлением Администрации г.о.Самары от 08.08.2014 г. № 1146 были внесены изменения в Правила Застройки и землепользования в городе Самаре: «Земельные участки площадью 3244кв.м. под индивидуальное жилищное строительство и садоводство по адресу: <адрес>, участок б/н - установление зоны Ж-1»
На основании решения Думы г.о.Самары № 473 от 17.11.2014 была установлена зона испрашиваемого земельного участка - зона Ж-1 (зона малоэтажной застройки индивидуальным домами) площадью 3244 кв.м.
г. к заявлению № были приобщены копии Постановления Администрации г.о.Самары от 08.08.2014г. и Решения Думы г.о.Самары № от 17.11.2014, на основании которых была установлена зона испрашиваемого земельного участка.
Однако 20.12.2014 года Министерство имущественных отношений Самарской области направило Мещерякову И.В. отказ в предоставлении земельного участка, датированный 09.12.2014г.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 22.05.2015г. признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе Мещерякову И.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 634 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, под садоводство. Суд обязал Администрацию г.о.Самары принять к рассмотрению заявление Мещерякова И.В. о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка.
Апелляционным определением судебной колеегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.07.2015г., решение суда оставлено без изменения.
Администрация г.о.Самары, рассмотрев заявление Мещерякова И.В., вынесла постановление № от 19.02.2016 "Об отказе в предоставлении земельного участка", на основании того, что по сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29.10.2015г. следует, что испрашиваемый земельный участок частично относится к землям леного фонда, а также поскольку Мещеряков И.В. не имеет права на приобретение земельного учатка без торгов согласно пункту 1 статьи 39.16, ст. 39.5 ЗК РФ.
На основании жалобы истца Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу «незаконных действий должностных лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Установлено, что испрашиваемый участок не относится к землям лесного фонда. В связи с чем в адрес министерства вынесено представление.
Истец направил ответ прокуратуры в Администрацию г.о.Самары с просьбой пересмотреть Постановление № 152 от 19.02.2016г., так как оно было вынесено на основании ложных сведений, предоставленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Однако 21.09.2016г. Департаменом градостроительства г.о.Самары изготовлено письмо, согласно которому ему отказано в пересмотре моего заявления, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством он не имеет права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Между тем, заявление о предоставлении земельного участка мною подано 13.06.2013г. Действия ст. 39.5. ЗК РФ обратной силы не имеют и распространяются только на правоотношения возникшие после 01 марта 2015г.
При рассмотрении его заявления Администрация г.о.Самары обязана была руководствоваться положениями ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в редакции, действующей на момент подачи заявления в Министерство имущественных отношений Самарской области.
Поскольку Постановление № 152 было основано на недостоверных сведениях, о чем он смог узнать только в августе 2016 года из письма прокуратуры и окончательный отказ в рассмотрении его заявления получил только 21.09.2016г., считает, что пропустил 3х месячный срок обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка по уважительной причине. Правовых возможностей проверить достоверность данных Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в более короткий срок у него не было. Поэтому он вынужден был обратиться с жалобой в прокуратуру. И только после получения ответа 21.09.2016г. он узнал о нарушении своих прав. В связи с чем просит суд восстановить срок на обжалование решения Администрации г.о.Самары об отказе в предоставлении земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка оформленного постановлением № от 19.02.16г., обязать Администрацию городского округа Самара рассмотреть заявление Мещерякова И.В. № от 13.06.2013 и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца Сафронова М.С. действующая на основании доверенности, поддержала требования.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самара по доверенности Пащенко А.А.., на основании доверенности, требования не признал представил отзыв.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Агапова А.С. по доверенности, также пролагала требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
13.06.13г. административный истец обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 634,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н.
На момент обращения с указанным заявлением полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей не связанных со строительством были возложены на Министерство имущественных отношений.
В последующем данные полномочия были переданы в Администрацию г.о. Самары.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 22.05.2015г. встурившим в силу 313.07.15г. признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе Мещерякову И.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 634 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», участок б/н, под садоводство. Суд обязал Администрацию г.о.Самары принять к рассмотрению заявление Мещерякова И.В. о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка.
Вынесение оспариваемого постановления Администрацией г.о. Самары принято в пределах компетенции в силу прямого указания решения суда от 22.05.15г., а также Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», согласно которого 01.03.2015 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области», в частности по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Самарской области.
Постановлением Администрации городского округа Самара 19.02.16г. № 152 административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, площадью 634,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», участок б/н, в целях использования земельного участка для садоводства, на основании пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 27, пунктов 1, 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.03.2015 статья 34 Земельного кодекса РФ, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей не связанных со строительством, признана утратившей силу.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В судебном заседании установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плате или кадастровой карте территории в целях его предоставления не утверждена.
Законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка только при наличии решения об утверждения схемы расположения земельного участка.
Таким образом, после 01.03.2015 земельный участок, испрашиваемый истцом, не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из п. 8 ст. 219 КАС РФ следует, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как видно из материалов дела оспариваемое постановление Администрации г.о. Самара вынесено 19.02.2016г. С административным иском Мещеряков И.В. обратился в феврале 2017г.
Согласно данным официального сайта почты России административному истцу была направлена копия оспариваемого постановления 24.02.2016г. В дальнейшем 25.02.16г. и 03.03.16г имела место неудачная попытка вручения указанного отправления.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. №25 бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что об оспариваемом постановлении истец узнал весной 2016г., в связи с чем в мае 2016г. обратился в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Из пояснений представителя истца не установлено никаких обстоятельств препятствующих истцу обращению в суд весной 2016г.
Доводы истца о том, что трехмесячный срок необходимо исчислять с 21.09.16г., когда бы вынесено письмо Департамента градостроительства г.о. Самара о том, что постановление № 152 от 19.02.16г. не будет отменено суд относится критически.
Как видно из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании истец оспаривает два основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, изложенные в постановлении № 152 от 19.02.16г, а именно истец полагает, что Администрация г.о. Самара должна была рассматривать его заявление по законодательству действующему на момент подачи заявления, а кроме того полагает, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Таким образом, уже непосредственно после ознакомления с текстом оспариваемого постановления истец узнал о предполагаемом им о нарушении своего права на предоставление земельного участка, поскольку полагал процедуру предоставления ( по законодательству действующему на момент подачи заявления) иной, чем указано в оспариваемом постановлении.
Кроме того, как видно из текста иска и пояснений представителя истца о том, что по мнению истца оспариваемое постановление № 152 от 19.02.16г вынесено на недостоверных сведениях истец узнал в августе 2016г. из ответа Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Таким образом, в августе 2016г. после ознакомления истца с ответом от 01.08.16г. № Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры истец имел возможность обратиться в суд в течении трехмесячного срока, установленного законом, поскольку также уже узнал о нарушении своих прав. Однако истец в суд с иском не обратился, а как видно из пояснений его представителя и текста искового заявления направил ответчику ответ прокуратуры с просьбой пересмотреть постановление № 152 от 19.02.16г.
Вместе с тем с административным исковым заявлением административный истец обратился лишь в феврале 2017 года, что подтверждается отметкой о принятии искового заявления от 10.02.17г., журналом поступившей корреспонденции суда, где зарегистрировано административное исковое заявление истца, а также квитанцией об оплате госпошлины истцом датированной 03.02.17г. и приложенной истцом к административному иску.
Доводы представителя истца о том, что истец обратился в суд в 20 декабря 2016г., отправив заявление почтой, и оно поступило в суд 10.02.17г. в виду несвоевременной доставки почты, опровергаются тем фактом, что квитанция госпошлины оплачена истцом 03.02.17г. в 10.28 час и данная квитанция не могла находиться в почтовом отправлении истца которое он со слов представителя отправил в суд 20.12.16г.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении его требований.
руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Мещерякова И.В. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка оформленного постановлением № от 19.02.16г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Срок изготовления решения 27.03.17г.
Судья: подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь