Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-35/2020 ~ М-12/2020 от 20.01.2020

Дело № 2а-35/2020

10RS0009-01-2020-000016-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2020 года пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Тхелидзе В.Т. о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – МИ ФНС № 2 по РК, административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Тхелидзе В.Т. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Тхелидзе В.Т. признавался плательщиком по страховым взносам. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона о страховых взносах плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.15 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ и федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи. В силу ч.1 ст.18 Федерального закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. За несвоевременную уплату, в соответствии со ст.25 Закона №212-ФЗ, начислены пени по страховым взносам в размере 4085,08 руб.: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 858,51 руб.; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2861,71 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 364,86 руб. В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона о страховых взносах ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) направило административному ответчику требование об уплате пеней, начисленных в соответствии со ст.25 названного Федерального закона, которое административным ответчиком исполнено не было. С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №243-ФЗ, в соответствии с положениями ст.4 которого взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ. ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) задолженность по страховым взносам и информация о необходимых требованиях об уплате страховых взносов пени, штрафа были переданы с пропущенным сроком для их взыскания. Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия направила требование от ДД.ММ.ГГГГ. Иными документами Межрайонная ИФНС России №2 Республики Карелия не располагает. Административным истцом заявлено требование о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. Административный истец полагает, что пропущенный срок подлежит восстановлению, так как налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании изложенного просят суд: 1. восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам; 2. взыскать с Тхелидзе В.Т. задолженность в размере 4085,08 руб., в том числе, пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 858,51 руб.; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2861,71 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 364,86 руб.

В соответствии с требованиями ч.7 ст.125 КАС РФ административное исковое заявление вручено административному ответчику, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почты России (л.д.8).

Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направлена лицам, участвующим в деле в соответствии с требованиями ч.3 ст.127 КАС РФ. Сторонами копия определения получена.

Административным ответчиком отзыв на административное исковое заявление не представлен.

На основании изложенного, принимая во внимание, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности не превышает 20 000 руб., в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ч.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Частью 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ Тхелидзе В.Т. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность.

В соответствии сп.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели.

Согласно ч.1 ст.14 названного закона, плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч.1 ст.18 названного закона).

Ст.25 закона предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч.2 ст.4 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Из исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком мирового судьи Муезерского района Республики Карелия следует, что предметом исполнения является взыскание с Тхелидзе В.Т. в пользу ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Муезерском районе Республики Карелия недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование в сумме 18931,52 руб., в том числе на страховую часть пенсии в сумме 13230,77 руб., на накопительную часть пенсии в сумме 3969,23 руб., ФФОМС в сумме 1686,92 руб., пени на страховую часть пенсии в сумме 29,59 руб., пени на накопительную часть пенсии в сумме 8,86 руб., пени на недоимку ФФОМС в сумме 6,15 руб., государственной пошлины в размере 757,26 руб. ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Муезерскому району УФССП по РК исполнительное производство окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях (ст.14, п.п.3 п.1, ст.46, п.п.3 п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве»), исполнительный документ возвращен взыскателю. Сведений о взыскании с Тхелидзе В.Т. указанной задолженности (полностью либо частично) материалы исполнительного производства не содержат.

Позднее ДД.ММ.ГГГГ на основании этого же исполнительного документа возбуждено исполнительное производство -ИП, ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Муезерскому району УФССП по РК исполнительное производство окончено по аналогичным основаниям - ст.14, п.п.3 п.1, ст.46, п.п.3 п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ вновь возвращен взыскателю. Сведений о взыскании с Тхелидзе В.Т. указанной задолженности (полностью либо частично) материалы указанного исполнительного производства также не содержат.

Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 69 НК РФ налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ - об уплате пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 858,51 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пении в сумме 2861,71 руб.; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 364,86 руб. Всего на сумму 4085,08 руб. Установлен срок уплаты пени до ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных административным истцом документов следует, что расчет пени произведен на вышеуказанную недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 13230,77 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 3969,23 руб., на недоимку по страховым взносам в ФФОМС в сумме 1686,92 руб.

Согласно представленным суду сведениям общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3 000 рублей по вышеуказанному требованию от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты пени до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, указанное требование согласно списку внутренних почтовых отправлений было направлено административному ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком не получено и было возвращено отправителю из-за отсутствия адресата. Таким образом, с учетом взаимосвязи положений ст.6.1 ч.6, ст.69 НК РФ, указанное требование должно было быть исполнено административным ответчиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, датой начала установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд является ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела, с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия налоговый орган не обращался по причине того, что процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, следовательно, по мнению административного истца, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ.

Рассматриваемое административное исковое заявление с приложенными документами направлено в Муезерский районный суд Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением о взыскании пени последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В обоснование уважительности причин пропуска срока указано о неисполнении налогоплательщиком конституционной обязанности, поскольку в соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Иных доводов административным истцом не приведено.

Оценивая данные доводы, суд принимает во внимание, что, административное исковое заявление направлено в суд по истечении более 2 лет 2 месяцев с момента окончания шестимесячного срока для обращения в суд. Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени для взыскания задолженности в судебном порядке, учитывая, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем, административный истец не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.

При таких обстоятельствах, причины пропуска налоговым органом срока обращения в суд уважительными не являются, оснований для восстановления указанного срока суд не усматривает.

В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В связи с этим суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.180, 286-290, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия к Тхелидзе В.Т. о взыскании задолженности по страховым взносам отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.В. Каськович

2а-35/2020 ~ М-12/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия
Ответчики
Тхелидзе Вахтанги Темуриевич
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Каськович Игорь Викторович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
20.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее