РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 ноября 2016 годаг. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,
при секретаре Герлиц М.А.,
с участием:
истца Маренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маренкова Е.В. к Дубинникову Р.М. о признании сделки купли-продажи действительной, признании права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Маренков Е.В. обратился в Назаровский городской суд Красноярского края с исковым заявлением с учетом его уточнений к Дубинникову Р.М. о признании действительной сделки купли-продажи недвижимого имущества – недостроенного жилого дома, состоящего из фундамента ленточно-бутового на свайной основе, размером 10,0 х 10,0 метров, возведенного согласно архитектурно-строительного паспорта участка № от 16.05.2000 года заключенного между Дубинниковым Р.М. и Маренковым Е.В., и признать права собственности на данный объект недвижимости расположенный по адресу <адрес> за Маренковым Е.В. с 14.06.2016 года, по тем основаниям, что 14 июня 2016 года между Маренковым Е.В. и Дубинниковым Р.М. был заключен договор купли-продажи, по которому истец приобрел у ответчика недвижимое имущество – недостроенный жилой дом в виде фундамента ленточно-бутового на свайной основе, размером 10,0 х 10,0 метров, возведенного согласно архитектурно-строительного паспорта участка № от 16.05.2000 года, расположенного по адресу <адрес>. По договору истец оплатил ответчику 517100 рублей. С момента покупки истец пользуется объектом, продолжает его строительство, на земельном участке так же имеется гараж, надворные постройки, ограждения. Однако поскольку документы на строительство выданы на имя Дубиннковой Д.И., жены ответчика, которая умерла в 2000 году, а ответчик на себя не оформил документы, истец не может зарегистрировать свое право собственности на объект незавершенного строительства.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных исковых требованиях в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
Ответчик Дубинников Р.М. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался судом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации г. Назарово, третье лицо Маренкова Н.Н. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела уведомлялись.
Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права…»
Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции РФ охраняется законом.
В силу ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании пунктов 1, 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Суду представлен договор купли-продажи недвижимого имущества от 16 июня 2016 года, по которому Дубинников Р.М. выступающий «продавцом» продал Маренкову Е.В. «покупателю» недвижимое имущество – недостроенный объект в виде фундамента жилого дома ленточно-бутового на свайной основе, размером 10,0 х 10,0 метров, возведенный согласно архитектурно-строительного паспорта участка № от 16.05.2000 года, расположенный по адресу <адрес>, на земельном участке размером 880 кв.м. (договор аренды № от 26.07.1999 года). Объект продается за 517100 рублей, а общая цена сделки составляет 500000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Следовательно, продавцом по договору купли-продажи может быть либо собственник вещи, либо лицо, не являющееся собственником, но обладающее правом распоряжения вещью, товаром (правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления).
26 июля 1999 года между Администрацией г. Назарово и Дубинниковой Д.И. заключен договор аренды № земельного участка площадью 880 кв.м. по <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома сроком на три года, за Дубинниковой Д.И. зарегистрировано право аренды на земельный участок.
Постановлением от 20.04.2000 года Дубинниковой Д.И. дано разрешение на строительство жилого дома и хозпостроек на земельном участке <адрес>.
Как следует из архитектурно-строительного паспорта №, Дубинниковой Д.И. утвержден план строительства на земельном участке по адресу <адрес>, дата выдачи 16.05.2000 года.
25 апреля 2000 года между Дубинниковой Д.И. и Администрацией г. Назарово оформлен договор о возведении индивидуально жилого дома на праве личной собственности на отведенном участке.
Дубинникова Д.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Дубинников Р.М. являлся мужем Дубинниковой Д.И..
Из сведений нотариуса, следует, что после смерти Дубинниковой Д.И. наследственное дело не заводилось.
Данных о регистрации за Дубинниковым Р.М. объекта незавершенного строительства суду не предоставлено и в договоре купли-продажи не указано, в договоре имеется ссылка только на договор аренды № от 26.07.1999 года и архитектурно-строительный паспорт № от 16.05.2000 года, данные документы были выданы на имя Дубинниковой Д.И..
Исходя из положений статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 209, пункта 2 статьи 218, пункта 1 статьи 454, пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, абзаца третьего пункта 2 статьи 13, статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", учитывая, что право собственности за Дубинниковым Р.М. на недостроенный объект недвижимости не зарегистрировано на момент заключения договора купли-продажи Дубинников Р.М. не вправе был распоряжаться данным объектом.
Таким образом, Дубинников Р.М., производя отчуждение указанного объекта недвижимости, не являлся собственником данного имущества, поскольку право собственности на него не было зарегистрировано в установленном законом порядке. Факт передачи имущества во владение истцу и заключение договора купли-продажи имущества не влечет, возникновение перехода права на объект недвижимости к Маренкову Е.В., поскольку доказательств его принадлежности продавцу не предоставлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных Маренковым Е.В. требований о признании сделки действительной и признании за ним права собственности на недостроенный объект недвижимости не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2016 ░░░░