РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 30 октября 2012 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Е.Н. Марцынюк,
с участием представителя истца К.И.Ф. - С.Е.П., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша РК Г.М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.И.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, возложении обязанности по назначению указанной пенсии,
у с т а н о в и л:
К.И.Ф. обратилась в Костомукшский городской суд РК с указанным иском по тем основаниям, что она приходится дочерью К.Ф.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, у которого она находилась на его иждивении. Ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивалась до достижения 18 лет. С 22 августа 2012 года она является студентом отделения предпринимательства Профессионального высшего учебного заведения региона Оулу, обучается на дневном отделении по программе обучения - для получения высшего образования. Учебное заведение находится в Финляндской Республике. В связи с отсутствием заработка 20 августа 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии. Решением от 03 сентября 2012 года ей было отказано в выплате пенсии по тем основаниям, что у нее отсутствует направление на учебу в Финляндию в соответствии с международным договором РФ. Просит признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша РК об отказе в назначении и выплате трудовой пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента поступления в учебное заведение, то есть с 22 августа 2012 года.
В судебное заседание истец К.И.Ф., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, уважительных причин неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель К.И.Ф. - С.Е.П., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, просила признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Костомукше по РК об отказе в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить пенсию с момента поступления К.И.Ф. в учебное заведение, то есть с 22 августа 2012 года, и пояснила, что истец обучается на дневном (очном) отделении в высшем учебном заведении региона Оулу. Самостоятельного дохода не имеет. Считает, что своими действиями ответчик нарушил права истца К.И.Ф. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша РК Г.М.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что 20 августа 2012 года в Управление Пенсионного фонда в г. Костомукша обратилась К.И.Ф. с заявлением о продлении выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Согласно этого же Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе дети, умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено а соответствии с международными договорами РФ до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Согласно справке Профессионального высшего учебного заведения региона Оулу Финляндии от 24 августа 2012 года К.И.Ф., обучается по дневной форме обучения, в то время как в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца должны обучаться по очной форме. Кроме того, лица в возрасте старше 18 лет, имеющие регистрацию по месту жительства на территории РФ, обучающиеся в иностранных учебных заведениях имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они имеют направление на учебу, соответствующее международным договорам РФ. Считает, что если гражданин после достижения 18 лет обучается в иностранных учебных заведениях самостоятельно, то есть без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ со стороны российского учебного заведения, то право на пенсию по случаю потери кормильца отсутствует. К.И.Ф. самостоятельно обучается в Профессиональном высшем учебном заведении региона Оулу Финляндии, не имея направления на учебу в соответствии с международным договором. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд считает, что исковые требования подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков назначения пенсий, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 166-ФЗ) социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Федеральным законом № 166-ФЗ.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится в п. 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2002 года (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), которым регулируются вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий.
Понятие нетрудоспособных граждан содержится в ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ, которое определяет, что нетрудоспособные граждане - инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, помимо иных лиц, признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В судебном заседании установлено, что истец К.И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 22 августа 2012 года является студентом дневного отделения предпринимательства Профессионального высшего учебного заведения региона Оулу, находящегося на Теуво Паккаланкату 19, 90130 в г. Оулу Финляндской Республики, по программе обучения - получение высшего образования. Дата окончания обучения 31 декабря 2015 года, право на обучение заканчивается 31 декабря 2016 года. Данные обстоятельства подтверждаются справкой учебного заведения от 24 августа 2012 года, переведенной на русский язык.
Отец истца - К.Ф.В., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
К.И.Ф. приходится родной дочерью умершего К.Ф.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении №
Решением Костомукшского городского суда РК от 21 марта 2011 года истцу была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца с 24 августа 2010 года. Размер пенсии составил 8598 рублей 52 копейки.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша РК приостановило выплату пенсии в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с распоряжением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукше РК от ДД.ММ.ГГГГ № с 01 июня 2012 года К.И.Ф. прекращена выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в п.п. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ, и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ).
20 августа 2012 года К.И.Ф. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Костомукша РК с заявлением о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 22 августа 2012 года. Письмом от 07 сентября 2012 года № истцу было отказано в назначении пенсии, в связи с тем, что она обучается в иностранном образовательном учреждении при отсутствии направления на учебу и договора в области образования между Финляндией и Российской Федерацией.
Для правильного разрешения настоящего дела имеет значение факт обучения иждивенца в образовательном учреждении основного образования по очной форме обучения, а также не достижение им возраста 23 лет.
Образовательными учреждениями, в период обучения в которых дети старше 18 лет признаются нетрудоспособными членами семьи, могут быть учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Как было указано выше, К.И.Ф. обучается в Профессиональном высшем учебном заведении, форма обучения - дневная (очная). На момент рассмотрения дела К.И.Ф. 23-летнего возраста не достигла.
Самостоятельного источника дохода истец не имеет, данных о трудоустройстве К.И.Ф. в судебное заседание не представлено.
Принимая во внимание указанные выше требования пенсионного законодательства, с учетом обстоятельств настоящего дела, прихожу к выводу о том, что К.И.Ф. имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, на момент прекращения выплаты пенсии истцу, а именно, с 01 июня 2012 года, истец не утратила статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца.
Довод представителя ответчика о том, что К.И.Ф. должна была представить в ГУ - УПФ РФ по г. Костомукша РК документы, удостоверяющие факт обучения по очной форме в образовательном учреждении, согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ № 16 и постановлению Пенсионного фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 г. «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не может быть принят во внимание по следующим причинам.
Пунктом 4 Перечня документов указано, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, помимо иных документов, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству. В необходимых случаях прилагаются документы, удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательном учреждении.
Поскольку К.И.Ф. пенсия уже была назначена в августе 2010 года, прихожу к выводу, что указанные выше требования по предоставлению документов относятся к случаю первичного назначения пенсии.
Случаи, когда лицо, которому назначена пенсия, обязано предоставить документы, удостоверяющие обучение по очной форме в образовательном учреждении, Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в указанном Перечне не оговорены. Следовательно, действующим законодательством не установлен заявительный характер продления выплаты пенсии по случаю потери кормильца до достижения получателем пенсии 23-летнего возраста в случае его обучения в этот период по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы.
Довод представителя ответчика о необходимости наличия международного договора об обучении иждивенца в иностранном образовательном учреждении, как обязательном условии для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, считаю необоснованным.
В решении Костомукшского городского суда РК от 21 марта 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 06 мая 2011 года, суд пришел к выводам о том, что ни в законе о трудовых пенсиях, ни в упоминаемом ответчиком постановлении Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» № 638 от 25 августа 2008 года не содержится указания на то, что условием для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, является наличие международного договора или направления на учебу в иностранное учебное заведение.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на образование (статья 43). Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В Российской Федерации одной из гарантий его реализации выступает предоставленное совершеннолетним гражданам России право выбора образовательного учреждения и формы получения образования (п.2 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).
Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П лишение тех из обучающихся, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, в отличие от лиц, направленных на учебу в образовательные учреждения в соответствии с международным договором РФ, - в частности, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ также указал в данном Постановлении, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истец оплатила государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией №
На ответчика следует возложить расходы по возмещению истцу государственной пошлины в размере 200 рублей, внесенной при предъявлении иска.
Руководствуясь ст.ст.196 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования К.И.Ф. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия от 03 сентября 2012 г. № об отказе в назначении К.И.Ф. трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия назначить К.И.Ф. трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 22 августа 2012 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия в пользу К.И.Ф. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.