Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2020 (2-1101/2019;) ~ М-1051/2019 от 05.12.2019

дело № 2-45/2020

    УИД (26RS0016-01-2019-001438-58)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года                                                             город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кононова И.О.,

при секретаре судебного заседания Поповой Н.Е.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5,

представителя ответчика администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского городского округа <адрес> о принятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйственной вещи, объект культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к администрации Кировского городского округа <адрес> о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия «Укрепление «Веселое».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее-Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративного-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 33 Закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушений или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Частью 1 статьи 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.

В части 3 данной нормы указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как установлено в ходе проверки, на территории <адрес> расположен памятник археологии «Укрепление «Веселое» местоположение: северная окраина <адрес>, на холме-останце в пойме <адрес>.

Сведения об указанном объекте культурного наследия в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Невыполнение действий по постановке данного объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его собственников, надлежащему содержанию и охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, что в свою очередь может привести к нарушению конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям.

С учетом изложенного, просит возложить на администрацию Кировского городского округа <адрес> обязанность принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи, объект культурного наследия «Укрепление «Веселое», месторасположение: северная окраина <адрес>, на холме-останце в пойме <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Горнозаводской территориальный отдел администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО2 в судебное заседание не явился, своим письменным заявлением просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель третьего лица <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, надлежаще извещен о дне, месте и времени судебного заседания в судебное заседании не явился, и не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>ФИО6, привлеченная к участию в деле в качестве соответчика, не возражала против удовлетворения исковых требований, при установлении географических координат памятника.

Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5, изучив письменный отзыв представителя ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> ФИО4, письменное ходатайство представителя третьего лица Горнозаводского территориального отдела администрации Кировского городского округа <адрес>, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных материальных земельных прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно ст.ст.1,3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», произведения монументального искусства являются особым видом недвижимого имущества.

К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.

По своим характеристикам объекты обладают признаками объектов культурного наследия. Отнесение данных объектов к объектам культурного наследия, является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.

Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйственных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Согласно п. 22 ст. 11 Устава Кировского городского округа <адрес>, к вопросам местного значения Кировского городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Кировского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Кировского городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.18 ч.1 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Как установлено в судебном заседании, согласно учетной карточки памятника истории и культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на территории <адрес> находится памятник археологии «Укрепление «Веселое», датировка памятника 1 тыс. до н.э., период кобанской культуры; характеристика технического состояния – среднее; категория охраны - местная. Место хранения документации ГУК «РОМЦ».

Из информации предоставленной отделом культуры администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Кировского городского округа расположено 52 объекта культурного наследия, из которых 26 – воинское захоронение, мемориалы, братские могилы, памятники воинской славы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной собственности находится семнадцать объектов. Сведениями о передаче объектов культурного наследия иным лицам отдел культуры АКГО СК не располагает.

Согласно сведений об объектах культурного наследия, на территории Кировского городского округа по адресу северная окраина <адрес>, на холме-останце в пойме <адрес> находится памятник Укрепление «Веселое». Нормативным актом о постановке на государственную охрану является постановление администрации <адрес> от 01.11.1995г. , сведения о зарегистрированных правах собственности отсутствуют.

Согласно ответа на запрос Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в настоящее время содержатся сведения об объекте культурного наследия федерального значения «Укрепление «Веселое», 1 тыс. до н.э. (вид объекта - памятник), расположенном по адресу: <адрес>, 400 метров на северо-северо-восток от домовладения по <адрес>.

Данный объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении списка памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «702» и зарегистрирован в реестре приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ -р с присвоением ему регистрационного номера .

Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

Администрация Кировского городского округа <адрес>, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.

Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, администрацией Кировского городского округа <адрес> не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в отношении объекта культурного наследия, памятника «Укрепление «Веселое», расположенного на территории <адрес>.

Каких-либо доказательств, подтверждающих фактическое выполнение действий по принятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество ответчиком в суд не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, как истец прокурор <адрес>, так и ответчик Администрация Кировского городского округа освобождены от уплаты государственной пошлины как государственные органы, а поэтому они не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», 1 ░░░. ░░ ░.░. (░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, 400 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░

2-45/2020 (2-1101/2019;) ~ М-1051/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Кировского городского округа
Другие
Сизмазов Алексей Федорович
Ермакова Елена Анатольевна
Горнозаводской территориальный отдел АКГО
Управление Ставропольского края по сохранению и государсвтенной охране объектов культурного наследия
Рябых Мария Николаевна
Суд
Кировский районный суд Ставропольского края
Судья
Кононов Иван Олегович
Дело на сайте суда
kirovsky--stv.sudrf.ru
05.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
05.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее