Дело № 2а-4136/2019,
№ 88а-3994/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 20 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Г.Л. на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецова Г.Л. к департаменту здравоохранения Приморского края о признании незаконным решения и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения Кузнецовой Г.Л. и её представителя Плюща Д.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя Министерства здравоохранения Приморского края Кирсанова И.С., считавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Кузнецова Г.Л. обратилась во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к департаменту здравоохранения Приморского края (далее – Департамент) о признании незаконным решения и о возложении обязанности.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является инвалидом 1 группы, страдает <данные изъяты> и сопутствующими заболеваниями. Жизненно необходимым лекарственным препаратом при заболевании <данные изъяты> является <данные изъяты>. С апреля 2016 года краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хасанская центральная районная больница» (далее – КГБУЗ «Хасанская ЦРБ») прекратило выдачу Кузнецовой Г.Л. бесплатных рецептов на получение инсулина в связи с получением административным истцом по его заявлению денежных выплат взамен натурального обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
Письмом от 25 апреля 2019 года за исходящим № Департамент отказал административному истцу в возобновлении выдачи рецептов на бесплатное получение инсулина.
Ссылаясь на содержание письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой», Кузнецова Г.Л. полагала, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, представляемого за счёт средств федерального бюджета, а также права на льготное обеспечение лекарственными средствами за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, она имеет право на дополнительное бесплатное получение инсулина за счёт средств бюджета Приморского края, несмотря на то, что она получает денежную выплату вместо социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
С учетом изложенного, административный истец просил суд: признать незаконным ответ Департамента от 25 апреля 2019 года №; обязать административного ответчика принять решение об оказании социальной помощи Кузнецова Г.Л. в виде выдачи рецептов на бесплатное получение инсулина.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Кузнецовой Т.Л. отказано.
В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Департамент был переименован в министерство здравоохранения Приморского края.
10 апреля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кузнецовой Г.Л., поданная ею 19 марта 2020 года через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В то же время, часть 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путём замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). По смыслу абзаца второго части 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично.
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления (часть 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В силу статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Поскольку Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ не содержит положений относительно бесплатного обеспечения инвалидов в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, в данном случае подлежат применению указанные выше положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.
Аналогично, статья 9 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (далее – Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ) предусматривает, что при наличии у граждан, указанных в Законе Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края права на предоставление им одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям (за исключением случаев предоставления мер социальной поддержки в соответствии со статьёй 7(5) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ, то есть мер социальной поддержки собственнику жилого помещения, достигшему возраста 70 лет) меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Кузнецова Г.Л. является инвалидом 1 группы бессрочно и имеет заболевание <данные изъяты>
В 2009 году административный истец отказался от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в пользу денежной компенсации.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от 8 декабря 2016 года по гражданскому делу № были удовлетворены исковые требования прокурора Хасанского района в интересах Кузнецовой Г.Л. к Департаменту и КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» о возложении обязанности совершить определённые действия: на Департамент возложена обязанность обеспечить финансирование из средств краевого бюджета закупку <данные изъяты>, изделий медицинского назначения – <данные изъяты> и средств диагностики для выписки их Кузнецовой Г.Л.; на КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» возложена обязанность на постоянной основе выписывать Кузнецовой Г.Л. рецепты на бесплатное получение <данные изъяты>).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 марта 2017 года (дело №) указанное выше решение суда первой инстанции было отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Суд апелляционной инстанции в данном судебном постановлении указал, что Кузнецова Г.Л., имевшая право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, самостоятельно выбрала наиболее выгодные для себя меры социальной поддержки – денежную выплату, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности обеспечить её бесплатным получением инсулина и медицинскими изделиями не имелось.
24 апреля 2019 года Кузнецова Г.Л. обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении ей необходимого по медицинским показаниям лекарственного средства – инсулина.
Письмом от 25 апреля 2019 года за исходящим № за подписью заместителя директора Департамента административному истцу было сообщено, что, поскольку он ранее оформил отказ от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в пользу денежной выплаты, оснований для бесплатного лекарственного обеспечения не имеется. Также Кузнецовой Г.Л. было разъяснено, что она в соответствии со статьёй 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ вправе до 1 октября обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возобновлении предоставления ей набора социальных услуг (включая лекарства) с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Кроме того, ответ Департамента содержал ссылку на вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 марта 2017 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных в рамках настоящего административного дела административных исковых требований о признании обжалуемого ответа Департамента незаконным, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ, пришли к обоснованному выводу о том, что меры социальной поддержки предоставляются Кузнецовой Г.Л. в соответствии с её выбором в виде денежной выплаты, тогда как от бесплатного обеспечения лекарственными препаратами она самостоятельно отказалась. В связи с этим, возможность дополнительного бесплатного получения в порядке социальной льготы лекарств одновременно с получением соответствующей денежной выплаты отсутствует.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и не вызывают сомнений в их законности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся, в том числе, полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Общий объём средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ полномочий, определяется, в том числе, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 15 июля 2010 года № 1019-О-О, от 22 марта 2011 года № 443-О-О, от 21 декабря 2011 года № 1693-О-О, от 29 сентября 2015 года № 1931-О, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Следовательно, отказ Кузнецовой Г.Л. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, не даёт органам государственной власти Приморского края законных оснований для её бесплатного обеспечения лекарственными препаратами. В свою очередь, порядок аннулирования такого отказа и возобновления предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), на что указывал Департамент в своём ответе от 25 апреля 2019 года №, предусмотрен частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой», на которое ссылается административный истец в кассационной жалобе, не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации какие-либо обязанности. Данное письмо лишь предлагало урегулировать вопрос о предоставлении лекарственного обеспечения «льготным» категориям граждан путём принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения статьи 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ, предусматривающей, что лица, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, обеспечиваются лекарственными препаратами на льготных условиях в рамках территориального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не могут применяться без их системной взаимосвязи с положениями статьи 9 этого же Закона Приморского края, определяющими, что при наличии прав на предоставление одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям (на основании федерального или краевого законодательства) меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В то же время, согласно частям 1, 2.1, 2.2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях; в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется при отдельных видах заболеваний, являющихся социально значимыми и представляющими опасность для окружающих (для инфицированных вирусом иммунодефицита человека и больных туберкулёзом).
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова Г.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи