Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3392/2015 ~ М-2972/2015 от 06.10.2015

Дело № 2-3392(2015) КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2015 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика Администрации <адрес> с\п главы ФИО6, представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> сельского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании договора аренды земельного участка заключенным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> сельского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании договора аренды земельного участка заключенным.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2 100 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>. Постановлением главы <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ срок пользования вышеуказанным земельным участком был продлен до 49 лет. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды . Договор был зарегистрирован в МУ «По землеустройству» <адрес> в реестровой книге за от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок она обрабатывает, выращивает на нем картофель, пользуется земельным участком добросовестно, оплачивает арендную плату. О том, что данный договор необходимо зарегистрировать, она не знала, обратилась в регистрирующий орган в ДД.ММ.ГГГГ году, ей было отказано в государственной регистрации, ввиду того, что ею не был представлен документ, на основании которого ей был предоставлен земельный участок. В настоящее время она намерена возвести жилой дом на данном земельном участке, но не может сделать этого, так как без зарегистрированного договора аренды, не сможет зарегистрировать право собственности на дом. В связи с изложенным, просит признать право аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2100 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенным.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске, пояснила при этом, что построек не спорном участке не было, договор аренды зарегистрирован только в отделе по землеустройству, в Управлении Росреестра не был зарегистрирован, на тот момент истец посчитала, что регистрации в отделе по землеустройству достаточно. Управление Росреестра по <адрес> не нарушили права истца. Истец обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, торги не проводились. На кадастр земельный участок поставлен в 2004 году.

Представитель ответчика Администрации <адрес> с/п глава ФИО6, с исковыми требованиями согласился, указал при этом, что истцом была нарушена процедура оформления земельного участка, не соблюдена процедура публикации о проведении торгов в СМИ. Возможно, публикация не была проведена по ошибке специалиста администрации. Земельный участок находится в черте населенного пункта.

Представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес> ФИО7 в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что представитель истца по доверенности обращалась с заявлением о регистрации договора аренды, но был дан ответ о приостановлении регистрации в связи с тем, что не была соблюдена процедура по публикации в соответствии с земельным законодательством. В договоре аренды прописано, что договор подлежит государственной регистрации, поэтому довод истца о том, что она не знала о том, что необходимо было зарегистрировать договор аренды, считает несостоятельным. Считает, что исковые требования к Управлению Росреестра не подлежат удовлетворению.

Третье лицо Администрация <адрес> муниципального района в суд не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сельской администрацией вынесено постановление «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1», в соответствии с которым ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 2100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства сроком на один год с правом последующего выкупа (л.д. 4).

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы <адрес> сельской администрации продлен срок пользования указанным земельным участком ФИО1 (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> сельской администрацией (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока пользования земельным участком ФИО1» заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения , согласно которому арендодатель передает, арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, общей площадью 2100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская администрация, <адрес> (<адрес>). Категория земель – земли поселений, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Настоящий договор заключен сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вступает в силу с момента его регистрации арендодателем, если иное не предусмотрено действующим законодательством (л.д.7-9).

Как следует из кадастровой выписки на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 2 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статья 7 ЗК РФ (пункты 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 4 указанного закона (пункты 1 - 2) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В статье 6 закона закреплено, что для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Исходя из приведенных норм закона, земельный участок в границах населенного пункта, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, используется для производства сельскохозяйственной продукции с правом возведения жилого дома, иных зданий, строений и сооружений.

Следовательно, предоставление земельного участка ФИО1 в аренду для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться в соответствии с положениями статей 30 и 30.1 ЗК РФ.

На основании пунктов 1, 4 и 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Поскольку на спорном земельном участке законом предусмотрено строительство объектов капитального строительства, кроме того, истец в своем исковом заявление выразила намерение построить дом на данном участке, предоставление такого земельного участка должно осуществляться по правилам, предусмотренным ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение органом местного самоуправления процедуры предоставления земельного участка при предоставлении спорного участка ФИО1

Как следует из пояснений главы <адрес> сельского поселения, не оспаривается истцом, спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 без проведения торгов, без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка, в случае, если имеется только одна заявка. Решения о предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления также не принималось.

В этой связи необходимо указать, что изложенные в указанных статьях положения закона предполагают соблюдение органом местного самоуправления принципа публичности, вследствие чего реализуется возможность участия неопределенного круга лиц при осуществлении процедуры предоставления земельного участка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения требований о признании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенным, поскольку он заключен с нарушением требований земельного законодательства, что повлекло нарушение принципа публичности, следовательно, предоставление земельного участка ФИО1 является незаконным.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность признания судом заключенным договора, подлежащего государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации в силу каких-либо причин.

На основании пунктов 1, 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Исходя из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о признании договора аренды заключенным, поскольку он не был заключен в установленном законом порядке, право аренды на указанный земельный участок не может быть признано за ФИО1

С учетом изложенного, оценив представленные сторонами доказательства, в соответствии с правилами, закрепленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО2 в иске к Администрации <адрес> с/п, Управлению Росреестра по <адрес> о признании права аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2100 кв.м. по адресу: <адрес> за ФИО1, о признании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. заключенным – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Справка

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2015 года.

Судья: /подпись/

Копия верна:

Судья: О.В.Безматерных

2-3392/2015 ~ М-2972/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Собянина Элли Джамбаевна
Ответчики
Администрация Платошинского сельского поселения
Управление Росреестра по Пермскому краю
Другие
Администрация Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Безматерных Ольга Владиленовна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
06.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2015Передача материалов судье
09.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2015Предварительное судебное заседание
18.11.2015Судебное заседание
23.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2016Дело оформлено
27.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее