Дело № 2-50/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.
при секретаре Белозеровой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 29 января 2020 года дело по иску Гагариной А. В. к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о признании права на получение социальной выплаты, восстановление в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Гагарина А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» (далее - администрации МОГО «Инта») о признании права на получение социальной выплаты, восстановление в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. В обоснование требований указала, что родилась __.__.__ в г.Инте Республики Коми, является инвалидом с детства, состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ истец была снята с учета в связи с выбытием из районов Крайнего Севера, т.к. с <....> года фактически проживает в ____. Истец считает, что действия ответчика незаконны, т.к. обязательными условиями предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районе Крайнего Севера или приравненной местности, непрерывное проживание в указанных районах не менее 15 лет, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации, и у истца все указанные критерии соблюдены.
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании истец на иске настаивала, дала пояснения согласно поданному заявлению.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Гагариной А.В., материалы гр. дела №__, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Гагариной А.В. установлена третья группа инвалидности бессрочно как инвалиду с детства (л.д.13).
Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____, г. И., ____ (л.д.14,15).
Гагарина А.В. состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с __.__.__ по категории «инвалиды» и составом семьи три человека, включая Гагарину А.В. (заявитель), Х, Х1
Постановлением администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ Гагарина А.В. снята с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей на основании пп. «и» п.21 Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей.
Письмом №__ от __.__.__ администрация МОГО «Инта» сообщила Гагариной А.В., что истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, в связи с убытием из районов Крайнего Севера.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, включающей в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее Подпрограмма).
Из преамбулы Федерального закона № 125-ФЗ следует, что закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п.8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов РФ порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Подпунктом «б» пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает в качестве обязательного условия предоставления жилищной субсидии для переселения - проживание гражданина, претендующего на ее получение, в районах Крайнего Севера.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что с <....> года по <....> год проходила обучение по очной форме в <....>, с <....> года по <....> год проходила обучение в магистратуре по очной форме, в период с __.__.__ по __.__.__ состояла в браке с Гагариным А.Г. и проживала с супругом в ____.
Согласно записям в трудовой книжке по окончании обучения с __.__.__ по __.__.__ истец работала в ____ в <....> в должности <....>, с __.__.__ по __.__.__ работала в <....> №____ в должности воспитателя, с __.__.__ по __.__.__ работала в <....> в должности <....>, с __.__.__ по __.__.__ работала в <....> в качестве <....>, с __.__.__ по настоящее время работает в <....> в должности <....> (л.д.68-81).
Из сообщения Северного железнодорожного агентства АО «ФПК» следует, что за период с <....> года по <....> года истец приобретала проездные документы для проезда из ____ в г.И. на __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__ и обратно на __.__.__, __.__.__. Таким образом, период пребывания истца в г.И. носит эпизодический характер и составляет не более 5-8 дней в году.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Гагарина А.В. в <....> выехала на постоянное место жительства в ____, который не относится ни к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ни к районам Крайнего Севера.
Довод истца о том, что выезд из г.И. носит вынужденный характер, поскольку в г.И. отсутствует работа по её специальности судом не принимается, поскольку по сообщению ГУ РК «Центр занятости населения г.Инты» Гагарина А.В. с <....> года по настоящее время в Центр не обращалась, на учете в качестве безработного не состояла. Кроме того, в период с <....> года по настоящее время в г.Инте имеется вакансия по профессии <....> в <....> (л.д.50-51).
Довод истца о том, что вынужденный характер выезда их г.Инты также был обусловлен необходимостью осуществления ухода за больной Х2, а в настоящее время за больным Х3 суд считает несостоятельным, поскольку осуществление Гагариной А.В. ухода за Х2, а в настоящее время за Х3, проживающим в ____, носит периодический характер, объективно имеет место по усмотрению истца в период отдыха, отпусков по месту работы, вынужденность выезда за пределы г.Инты не подтверждают.
Сохранение Гагариной А.В. регистрации в г.Инте, отсутствие у неё прав на иные жилые помещения, кроме квартиры в г.Инте не является достаточным основанием для сохранения права на получение государственной жилищной субсидии для приобретения жилья. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Исходя из положений вышеприведенных норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, позволяющим считать длительное с <....> года отсутствие истца в г.Инте как выезд в другую местность на постоянное место жительства, с учетом недоказанности вынужденного характера выезда из районов Крайнего Севера, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд разрешает дело в пределах тех требований, которые заявлены истцом и на которых истец настаивал в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гагариной А. В. к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о признании права на получение социальной выплаты, восстановление в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено «05» февраля 2020 года.рна