РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Сарс 25 декабря 2014 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г.Г.,
с участием прокурора Степовой С. Ю.,
при секретаре Немытых С. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по заявлению прокурора Октябрьского района к ООО «МолПродСервис» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание маломобильным категориям граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском к ООО «МолПродСервис» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание маломобильным категориям граждан. В обоснование своих требований указал, что в здании магазина «Молоко», расположенного по <адрес>, отсутствует устройство, обеспечивающее беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан - инвалидов, использующих кресла-коляски). Отсутствие к пандусана входе в магазин «Молоко», свидетельствует о нарушении требований федерального закона о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории района.
В судебном заседании прокурор на доводах заявления настаивал, просил требования удовлетворить.
Ответчик -представитель ООО «МолПродСервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Письменным заявлением требования признал, уведомил о том, что пандус будет установлен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав прокурора, изучив документы дела, суд считает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов (ООН, ДД.ММ.ГГГГ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места (п. "а").
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст. 3 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Указанный Закон Пермской области устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (статья 4), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами.
Пунктами 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2 указанного Свода правил предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Согласно п. 5.1.3, 5.1.4 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру обратился представитель Октябрьской районной организации инвалидов ФИО4 в связи с тем, что отсутствует доступ в магазины маломобильной категории граждан.
В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в здании магазина «Молоко», расположенного по <адрес>, отсутствует устройство, обеспечивающее беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан - инвалидов, использующих кресла-коляски.
Судом установлено, что до настоящего времени отсутствует доступ маломобильной категории граждан - инвалидов, использующих кресла-коляски, в здание магазина ««Молоко», что свидетельствует о нарушении ответчиком, не обеспечившим инвалидам беспрепятственный доступ в объект социальной инфраструктуры, требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения требований об обязывании ответчика установить специальные приспособления при входе в здание магазина «Молоко», расположенного по адресу: по <адрес>.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд учитывает погодные условия, а также, что ответчику для выполнения решения суда потребуется провести необходимые действия, поэтому суд находит необходимым установить разумный срок для обеспечения беспрепятственного доступа в здание в виде четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Доказательств невозможности устранить нарушения в более ранний срок, чем указано в заявлении представителя ответчика суду представлено не было.
На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, государственную пошлину, подлежащей взысканию с ответчика необходимо исчислять исходя из размера госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера.
На момент подачи искового заявления в суд размер госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера, составлял 200 рублей.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ООО «МолПродСервис» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски в здание магазина «Молоко», расположенного по адресу: по <адрес>.
Обязать ООО «МолПродСервис» установить в течении четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу на входе в здание магазина «Молоко» специальные приспособления и оборудовав вход в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
Взыскать с ответчика ООО «МолПродСервис» в доход бюджета Октябрьского муниципального района госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: Г.Г. Частухина
Копия верна:
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда
Пермского края и подшит в деле 2-1010/2014