Дело № 2 – 119/2019 (УИД 10RS0003-01-2019-000110-87)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемь, Республика Карелия 06 мая 2019 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С., при секретаре Скорняковой В.В.,
с участием помощника прокурора Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района к Павловой Т.А., Павлову А.П., Павлову П.Т., Плавинской В.П. о прекращении права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение, обязании заключить договор мены,
у с т а н о в и л:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Павловой Т.А., Павлову А.П., Павлову П.Т., Плавинской В.П. по тем основаниям, что в общей долевой собственности ответчиков по 1/4 доли в праве каждого, находится жилое помещение - квартира общей площадью 55,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. На основании заключения Межведомственной комиссии от 23.11.2006 № 99, администрацией самоуправления г. Кеми и района вынесено постановление от 30.11.2006 № 700 «Об утверждении перечня жилых домов, признанных Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу», согласно которому <адрес> в <адрес> признай аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы», многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу (№ 265 Перечня аварийных домов). Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района 25.12.2018 г. было приобретено изолированное жилое помещение общей площадью 58,2 кв.м по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение расположено в черте города Кемь и соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещением статьями 15, 16 Жилищного кодекса РФ, раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, что в сравнении с занимаемым в настоящее время жилым помещением является улучшением жилищных условий. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 26.12.2018 № 1166 «О распределении жилых помещений» (в редакции Постановления администрации Кемского муниципального района от 20.02.2019 № 154 «О внесении изменений в постановление администрации Кемского муниципального района от 26.12.2018 года № 1166»), жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено в общую долевую собственность ответчикам по ? доле в обмен на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. О приобретении указанного жилого помещения и необходимости заключения договора мены жилых помещений ответчики уведомлены заказными письмами от 05.02.2019 №01-21/369, № 01-21/370, № 01-21/371 и № 01-21/372. Ответчики без приведения каких-либо законных оснований выселиться из жилого помещения по адресу: <адрес> и заключить договор мены в добровольном порядке отказались.
Просили прекратить право собственности и выселить Павлову Т.А., Павлова А.П., Павлова П.Т. и Плавинскую В.П. из жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу по адресу: <адрес>, в благоустроенное жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Павлову Т.А., Павлова А.П., Павлова П.Т. и Плавинскую В.П. заключить с администрацией Кемского муниципального района договор мены указанных жилых помещений.
Определением суда от 27 марта 2019 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Карелия.
Представитель истца администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в поступившей телефонограмме сотрудник администрации Лебедева Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Ответчик Павлов П.Т. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что проживает в доме с 1985 года, у него хозяйство: куры, козы, кролики, огород, сенокос. Не согласен переезжать в предложенную или другую квартиру. С заключением комиссии о признании дома аварийным, не согласен. В доме можно жить. Уведомление о необходимости заключения договора мены получал. Про выкупную стоимость тоже писали, но он в этом участвовать не желает. Уведомление с требованием о сносе дома тоже получал. С заявлением о получении выкупной стоимости в администрацию не обращался. У него в аренде баня и два гаража, он всю жизнь платил налоги. Бросить все и ездить из города, не хочет.
Ответчики Павлова Т.А., Павлов А.П., Плавинская В.П. дважды извещались судом по последнему известному месту жительства, совпадающему с адресом их регистрации, однако судебная корреспонденция ответчиками не получена, почтовые отправления возвращены в суд с отметкой об истечении срока их хранения, в связи с чем суд считает ответчиков надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, на основании ст. 167, 119 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя истца, ответчика Павлова П.Т., мнение прокурора Орлова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что ответчики Павлова Т.А., Павлов П.Т., Павлов А.П. и Плавинская В.П. являются собственниками по ? доле каждый жилого помещения площадью 55,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.02.2019 г. № КУВИ – 001/2019-2810705 (л.д. 6,7).
Заключением межведомственной комиссии № 99 от 23.11.2006 г. жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 30.11.2006 № 700-а утвержден перечень жилых домов, признанных межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу согласно Приложению № 1. В приложении № 1 под номером 45 указан <адрес> (л.д. 9-12).
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» жилой дом ответчиков включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (№ 265 Перечня аварийных домов).
Согласно постановлению администрации Кемского муниципального района от 26 декабря 2018 года № 1166 (в редакции Постановления и.о. главы администрации Кемского муниципального района № 154 от 20.02.2019 года) администрация постановила предоставить жилое помещение в общую долевую собственность Плавинской В.П., доля в праве ?, Павлову А.П., доля в праве ?, Павловой Т.А., доля в праве ?, Павлову П.Т., доля в праве ?, общей площадью 58,7 кв.м в <адрес>, в обмен на жилое помещение общей площадью 55,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, ул. ручьевая, <адрес> (л.д. 19-20).
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Содержание приведенных правовых норм свидетельствует о наличии у собственника жилого помещения права выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, предоставление собственнику другого жилого помещения может быть произведено только по соглашению с ним, а требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
05 февраля 2019 года администрацией Кемского муниципального района в адрес ответчиков было направлено четыре уведомления с предложением в трехдневный срок с даты получения уведомления обратиться к нотариусу для заключения договора мены жилых помещений. В случае отказа от заключения договора мены предложено в десятидневный срок с даты получения уведомления обратиться в Отдел ЖКХ администрации для оформления получения выкупной стоимости принадлежащего ответчикам жилого помещения. Уведомление получено 14.02.2019 г. только Павловым П.Т., сведений о получении уведомлений остальными ответчиками не имеется (л.д. 30-34).
Требование о сносе жилого <адрес> ответчикам администрацией Кемского муниципального района направлено 18 февраля 2019 года с установленным сроком для сноса многоквартирного дома – до 01 марта 2019 года. Требование получено Павловым П.Т., доказательств получения требования остальными ответчиками истцом суду не представлено.
Решение о сносе <адрес> администрацией Кемского муниципального района не принималось и в адрес Росреестра не направлялось, что подтверждается ответом истца на запрос суда от 22.04.2019 г. № 01-21/1102.
Доказательств принятия администрацией Кемского муниципального района решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом ответчиков и об изъятии жилых помещений у собственников жилого дома, истцом не представлено.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства дела и приведенные нормы права, учитывая, что ответчик Павлов П.Т. не согласен на предоставление предлагаемого администрацией жилого помещения в обмен на занимаемое им жилое помещение, что ответчики Павлова Т.А., Павлов А.П. и Плавинская В.П. также не изъявили такого желания, суд отказывает в удовлетворении требований истца о прекращении права собственности ответчиков на жилое помещение, их выселении из занимаемого жилого помещения и обязании заключить договор мены жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Кемского муниципального района к Павловой Т.А., Павлову А.П., Павлову П.Т., Плавинской В.П. о прекращении права собственности, выселении и обязании заключить договор мены жилых помещений – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 08 мая 2019 года.