№ 2-1138-2013 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2013 г.
Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Смирновой Л.А.
С участием истца Смагиной Н.В.,
Представителя ответчика Шабуровой О.Н.,
при секретаре Качалковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Смагиной Н.В. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области
о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Решением ответчика от *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня возникновения права.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме и пояснила, что *** г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении пенсии отказано, так как специальный стаж составил менее *** лет. Она работала в спорные периоды: с *** г. по *** г. в должности *** в санатории-профилактории АО «***»; с *** г. по *** г. в должности *** ставки в санатории-профилактории АО «***»; с *** г. по *** г. в должности *** в ***. Данные периоды не включены в специальный стаж, поскольку у санатория-профилактория отсутствовал статус юридического лица, а также наименование учреждения не указано в Списке. Считает решение незаконным, поскольку санаторий-профилакторий, вошедший позднее в состав *** является лечебно-профилактическим учреждением, она занималась лечебной деятельностью. Причем статус юридического лица не может влиять на ее право на пенсию. Спорные периоды с *** по *** являются дополнительными оплачиваемыми отпусками за выслугу лет и в силу закона также подлежат включению в специальный стаж.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. Право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения зависит от вида деятельности (профессии и должности) работника, от наименования учреждения здравоохранения, работа в которых дает право на получение указанной пенсии. Санаторий-профилакторий *** не имел в спорные периоды статуса юридического лица, входил в состав предприятия. В то же время расценивать эти периоды как работу в структурном подразделении не позволяет пункт 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066. Организация *** не предусмотрена Номенклатурой учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 г. № 395, а также Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 г. Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета с отметкой о льготном характере работы. Спорные периоды работы с *** г. по *** г. не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением ответчика от *** (л.д. 8-9) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 11-п от 03 июня 2004 г. разъяснил, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. Введение пенсий за выслугу лет определенным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Подпунктом 3.4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации закреплено, что в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Вышеприведенные нормы законодательства и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации устанавливают, что при решении вопроса об отнесении той или иной организации не государственной (муниципальной) формы собственности к учреждениям здравоохранения следует устанавливать вид деятельности на основании ее Устава, наличия лицензий, из фактически осуществляющей этой организацией деятельностью. Суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», распространяющийся на период до 01 ноября 1999 г. (далее – Список 1991 г.)
В соответствии со Списком 1991 г. в специальный стаж подлежит включению работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В отношении периодов работы после 01 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 01 ноября 1999 г., применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 г. (далее – Список 1999 г.).
Указанным Списком 1999 г. предусмотрено право на льготную пенсию *** в санаториях-профилакториях.
Истец с *** по *** работала *** в санатории-профилактории предприятия *** с *** по *** в том же санатории-профилактории, включенном в состав ***.
Согласно Положению о санатории-профилактории *** (л.д.28-33), санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа. Основными задачами санатория-профилактория являются: укрепление здоровья трудящихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, разумного сочетания труда, отдыха и лечения, рационального питания, предупреждения различных заболеваний и снижение на этой основе заболеваемости. Видом деятельности санатория-профилактория является санаторно-курортное лечение с включением в лечебный процесс физиотерапевтических методов лечения, санации, хронических очагов заболеваний, организации диетического питания, оздоровление матери с детьми.
Из должностной инструкции *** санатория-профилактория (л.д. 12) усматривается, что *** должна обеспечивать надлежащий уход за пациентами, выполнять назначения врача, необходимые манипуляции, оказывает неотложную медицинскую помощь и пр.
Отнесение санатория-профилактория к лечебно-профилактическим учреждениям подтверждается также штатным расписанием на *** г. *** (л.д. 34-36), уточняющей справкой (л.д. 40).
Таким образом, суд приходит выводу, что истец в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При этом наличие или отсутствие статуса юридического лица у лечебно-профилактического учреждения правового значения для установления пенсии не имеет.
Согласно справок (л.д. 43, 44) с *** по *** истцу предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, кроме периодов работы в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости досрочно, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
На основании изложенного периоды дополнительных отпусков подлежат включению в специальный стаж.
Ссылка ответчика на отсутствие сведений о льготном характере работы в системе индивидуального (персонифицированного) учета не может служить основанием для отказа в назначении льготной пенсии.
Учитывая, что с учетом спорных периодов специальный стаж истца составит менее требуемых *** лет, то пенсия истцу должна быть назначена со дня возникновения права на такую пенсию
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** ░. № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
1. ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░:
- ░░░░░░ ░ *** ░. ░░ *** ░. ░ ░░░░░░░░░ *** ░ *** ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░ *** ░. ░░ *** ░. ░ ░░░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░ *** ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░ *** ░. ░░ *** ░. ░ ░░░░░░░░░ *** ░ ;
- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ *** ░. ░░ *** ░. ░ *** ░ ░░░░░░░░░ ***;
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2013 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: