Решение по делу № 3-201/2015 ~ М-112/2015 от 18.03.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Зуевой А.Н.,

с участием:

представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «АвтоСити» (ИНН "номер изъят") Сергеева Е.П. и Балкунова А.Г.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Яковлевой М.В.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Карнауховой Т.В.,

представителя Правительства Иркутской области Сокольниковой Ю.С.,

представителя администрации города Иркутска Цыреновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-201-15 по иску Общества с ограниченной ответственностью «АвтоСити» (ИНН "номер изъят") к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, третье лицо Администрация города Иркутска, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСити» обратилось в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью "данные изъяты"., кадастровый "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят", определенной по состоянию на 03 июля 2012 года, в размере равном его рыночной стоимости "данные изъяты".

В обоснование заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСити» указало, что согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года) удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. данного участка равен "данные изъяты", в связи с чем, кадастровая стоимость составляет "данные изъяты"

Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Н.» от "дата изъята" "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 03 июля 2012 года составляет "данные изъяты"

Положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Ю.» от "дата изъята" "номер изъят" подтверждено, что отчет об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Н.» от "дата изъята" "номер изъят" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется размер арендной платы, поэтому превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя как арендатора земельного участка и плательщика необоснованно завышенных арендных платежей.

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСити» просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 июля 2012 года, в размере "данные изъяты".

Определением судьи Иркутского областного суда от 23 марта 2015 года к участию в деле привлечены Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Администрация города Иркутска.

В судебном заседании представители заявителя Общества с ограниченной ответственностью «АвтоСити» Сергеев Е.П. и Балкунов А.Г. поддержали заявленные требования.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Яковлева М.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Карнаухова Т.В., Правительства Иркутской области Сокольникова Ю.С., администрации города Иркутска Цыренова М.В. возражали против заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «АвтоСити» Сергеева Е.П. и Балкунова А.Г., представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Яковлевой М.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Карнауховой Т.В., Правительства Иркутской области Сокольниковой Ю.С., администрации города Иркутска Цыреновой М.В., возражавших против удовлетворения заявленных требований, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами возник административный спор об оспаривании результатов установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", общей площадью "данные изъяты"., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят", определенной по состоянию на 03 июля 2012 года в размере "данные изъяты" Данный спор возник не потому, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации неправильно определил кадастровую стоимость земельного участка, а ввиду необходимости для заявителя в определении индивидуальной рыночной стоимости земельного участка с учетом уникальных характеристик объекта недвижимости. Поэтому данный спор не может рассматриваться в порядке искового производства, так как он по своей сути является не частно-правовым, а публично-правовым спором.

В связи с этим, суд при рассмотрении дела применяет положения глав 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений), несмотря на наименование искового заявления, о чем разъяснено лицам, участвующим в деле на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку изменилась редакция статей 24.18 и 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 26).

Исходя из содержания главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверке подлежат обстоятельства наличия у государственного органа полномочий на принятие решения, соблюдения порядка принятия решения, соответствия содержания решения требованиям закона.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 06 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 01 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 07 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО № 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.

Пунктом 4 ФСО № 4 установлено, что кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов, рынок которых ограничен или отсутствует.

В силу пункта 6 ФСО № 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Таким образом, государственная кадастровая оценка имеет своей целью формирование рынка недвижимости и по своей сути кадастровая стоимость является рыночной стоимостью объектов недвижимости.

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСити» (ИНН "номер изъят") является арендатором земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят", что подтверждается договором аренды земельного участка от "дата изъята" "номер изъят" с учетом дополнительных соглашений от "дата изъята" "номер изъят" и "дата изъята" "номер изъят" "данные изъяты"

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет "дата изъята" с видом разрешенного использования: для строительства автоцентра, что подтверждается разделами 6 и 10 кадастрового паспорта "данные изъяты"

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, исходя из кадастровой стоимости земли за 1 кв.м. по 5-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в размере "данные изъяты" и составляет "данные изъяты", исходя из общей площади "данные изъяты"., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также сведениями, представленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области "данные изъяты"

Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости используемого заявителем на праве аренды земельного участка, он заключил договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка с Обществом с ограниченной ответственностью «Н.».

Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Н.» от "дата изъята" "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 03 июля 2012 года составляет "данные изъяты".

В подтверждение соответствия отчета об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Н.» от "дата изъята" "номер изъят" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности представлено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Ю.» от "дата изъята" "номер изъят".

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

11 сентября 2012 года произведен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым "номер изъят" общей площадью "данные изъяты" в связи с поступлением сведений о зарегистрированных 03 июля 2012 года правах на земельный участок с кадастровым "номер изъят" площадью "данные изъяты"., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым "номер изъят" с сохранением преобразуемого земельного участка в измененных границах, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым "номер изъят" составила "данные изъяты"

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Следовательно, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" должен быть составлен по состоянию на 11 сентября 2012 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости в соответствии с актом органа кадастрового учета и внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, а не на 03 июля 2012 года, когда в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о выделенном земельном участке с кадастровым "номер изъят"

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

В соответствии с положениями раздела III Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, при оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Поскольку отчет об оценке объекта недвижимости составлен не на дату определения его кадастровой стоимости органом кадастрового учета, данный отчет нельзя признать достоверным доказательством.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «АвтоСити» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью "данные изъяты"., кадастровый "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят", в размере равном его рыночной стоимости "данные изъяты" по состоянию на "дата изъята" следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «АвтоСити» (ИНН "номер изъят") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: "адрес изъят", в размере равном его рыночной стоимости "данные изъяты" по состоянию на 03 июля 2012 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

3-201/2015 ~ М-112/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "АвтоСити"
Другие
ФГБУ ФКП Росреестр в лице филиала по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud--irk.sudrf.ru
18.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2015Передача материалов судье
23.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2015Предварительное судебное заседание
20.04.2015Предварительное судебное заседание
27.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее