Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2К-124/2012 ~ МК-138/2012 от 25.10.2012

Дело № 2К-124/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Калевала            15 ноября 2012 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,

при секретаре судебного заседания И.В. Богдановой,

с участием истца Гриценко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко Е.А. к ... о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии,

у с т а н о в и л:

Гриценко Е.А. обратилась в суд с иском к ... о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии, указав, что она работала воспитателем в ..., проживает в сельской местности и ей законом гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако, в полном объеме компенсацию за освещение она не получает. За период с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года ею была произведена оплата за электроэнергию в сумме 44099 рублей 82 копеек. За указанный период времени Муниципальным бюджетным учреждением «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений п. Калевала» ей была возвращена сумма по оплате за электрическую энергию в размере 2471 рубля 52 копеек. Просит взыскать с ответчика компенсацию расходов за электроэнергию в сумме 41628 рублей 30 копеек.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что о своем праве на компенсацию за оплату потребленной электроэнергии узнала только в сентябре 2012 года. Применение срока исковой давности оставила на усмотрение суда. Не согласна с доводами ответчика о том, что ей должны компенсировать оплату только за освещение. Просит суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ... извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного отзыва следует, что ответчик иск не признал. Считает требования истца о компенсации в полном объеме расходов по оплате электроэнергии необоснованными, поскольку компенсации подлежат только расходы по оплате освещения. Указал, что истец пропустила срок обращения в суд с названным иском в части требования о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии за период с 19 февраля по 15 октября 2009 года. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ..., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации. Из представленного отзыва следует, что с исковыми требованиями не согласен. Считает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации в размере 100% расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. В абз. 3 ст. 6 Закона РК от 29 апреля 2005 г. № 874-ЗРК «Об образовании» не упоминается о предоставлении компенсации в размере 100% расходов на оплату всей потребленной электроэнергии. Заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд с названным иском в части требования о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии за период с 19 февраля 2009 года по 15 октября 2009 года. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, а в случае, если судом будет принято положительное решение, уменьшит сумму требований на 26216 рублей 54 копейки.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266- I «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в редакции указанного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 428-ФЗ) было определено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

По смыслу абз. 1 п. 3 ст. 6 Закона РК от 29 апреля 2005 г. № 874-ЗРК «Об образовании» педагогические работники государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Закона РК от 16декабря 2005 г. № 933-ЗРК «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Карелия «Об образовании»).

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Постановлением Правительства РК от 09 апреля 2010 года № 74-П (в редакции постановления Правительства РК от 21 декабря 2010 г. № 306-П) утвержден Порядок и условия предоставления в денежной форме мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В п.п. 2, 3, 4, 5 и 6 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением предоставляются педагогическим работникам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, и компенсация выплачивается ежемесячно по месту работы педагогического работника. Для получения компенсации педагогические работники подают в образовательное учреждение, являющееся местом работы, заявление о предоставлении компенсации на имя руководителя образовательного учреждения. Компенсация назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем соответствующего обращения, но не ранее возникновения права на компенсацию. Расчет размера компенсации производится образовательными учреждениями на основании ежемесячно представляемых педагогическими работниками документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением.

Довод представителя ответчика и третьего лица о возможности компенсации только расходов по оплате за освещение, а не всей потребленной электроэнергии, суд находит несостоятельным по следующим причинам.

Согласно п.п. «е», «ж», «к» ст. 72 и п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством не может содержать каких-либо ограничений в его предоставлении, включая право на компенсацию оплаты за потребленную электроэнергию.

Законодательными актами ни субъектам РФ, ни органам местного самоуправления не предоставлено право вводить какие-либо ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

Снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.

В судебном заседании установлено, что в спорный период истец работала воспитателем в ..., что подтверждается записями, сделанными в трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Гриценко Е.А. зарегистрирована и проживает в пгт. Калевала, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте серии , выданного ТП УФМС России по РК в Калевальском районе ДД.ММ.ГГГГ, и справкой о регистрации жилищного участка ООО «Карельские коммунальные системы» от 03 октября 2012 года.

В соответствии со ст. 5 Закона РК от 29 апреля 2005 г. № 871-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия», поселок городского типа Калевала является административным центром в Республике Карелия.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Гриценко Е.А. относилась к категории педагогических работников, которым гарантированы меры социальной поддержки в виде компенсации в денежной форме расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В отзыве ответчиком и третьим лицом было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о взыскании компенсации оплаты потребленной электроэнергии за период с 19 февраля 2009 года по 15 октября 2009 года.

Учитывая, что истцом требования о восстановлении срока исковой давности не заявлялись, в обоснование пропуска срока она не привела уважительных причин, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных ею исковых требований в части компенсации оплаты потребленной электроэнергии за период с 19 февраля 2009 года по 15 октября 2009 года.

Согласно карточки абонента, представленной ОАО «Карельская энергосбытовая компания» за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года истец произвела оплату за электроэнергию в размере 44099 рублей 82 копеек. Возмещение (возврат) денежной суммы произведено не было.

Из справки МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений п. Калевала Калевальского муниципального района» следует, что истцу в указанный период выплачена компенсация за электроэнергию в сумме 2471 рубля 52 копеек.

Оплаты потребленной электроэнергии за период с 19 февраля 2009 года по 15 октября 2009 года не подлежит компенсации в связи с пропуском истцом срока исковой давности. По этой причине сумма компенсации подлежит уменьшению на сумму 26216 рублей 54 копейки: 12159 рублей 50 копеек (оплата от 19 февраля 2009 года) + 3646 рублей 08 копеек (оплата от 25 марта 2009 года) + 6981 рубль 84 копейки (оплата от 13 июля 2009 года)+ 3429 рублей 12 копеек (оплата от 15 октября 2009 года) = 26216 рублей 54 копейки.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация по оплате за электроэнергию в размере 15411 рублей 76 копеек за период с 31 октября 2009 года по 31 декабря 2011 года, с учетом выплаченной ей компенсации и уменьшением суммы компенсации по причине пропуска срока исковой давности, из расчета: 44099 рублей 82 копейки (оплата за электроэнергию за весь период) - 2471 рубль 52 копейки (выплаченная компенсация за электроэнергию) - 26216 рублей 54 копейки (сумма оплаты, уменьшенная по причине пропуска срока исковой давности) = 15411 рублей 76 копеек.

В силу п/п. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец при подаче искового заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Учитывая тяжелое имущественное положение ответчика ... суд полагает возможным и необходимым снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 20 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 196 -198 ГК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Гриценко Е.А. удовлетворить частично.

Взыскать с ... в пользу Гриценко Е.А. компенсацию расходов по оплате за электрическую энергию за период с 31 октября 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере 15411 рублей 76 копеек.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ... в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 20 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья     подпись       Е.С. Бехтерев

Справка: решение вступило в законную силу 18 декабря 2012 года.

Копия верна

Судья                                                                                                                        ...

Секретарь суда                                                                                                    ...

2К-124/2012 ~ МК-138/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гриценко Елена Андреевна
Ответчики
МБДОУ "Детский сад № 2 п. Калевала"
Другие
администрация Калевальского муниципального района
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Бехтерев Евгений Сергеевич
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
25.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2012Передача материалов судье
29.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2012Судебное заседание
15.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2012Дело оформлено
25.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее