№ 2-2767/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2012 г. Кировский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего - судьи Литвинова О.А.
при секретаре Бурдиной С.Г.
с участием: заявителя Шикаловой О.В., её представителя Митюхиной Т.А.
представителя администрации Кировского района г.Красноярска Долгих М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шикалова О.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ :
Шикалова О.В. обратилась в суд с заявлением, в котором обжалует решение администрации Кировского района г.Красноярска, обосновывая свои требования следующим.
04.10.2012 (вх. № от 04.10.2012) она подала заявление в администрацию Кировского района г. Красноярска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке с дочерью на учет нуждающихся по основанию, что они проживают в <адрес> на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением жилищных инспекций распределения жилья администрации города Красноярска. Одновременно с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно требований Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» ею были поданы требуемые при этом документы: паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении дочери, свидетельство о смерти мужа, выписка из домовой книги, выписка из ЕГРП, служебный ордер. 11.10.2012 за исх. № ей было отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию - она и ее дочь не относятся к категории малообеспеченных граждан, а поэтому признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий по мнению администрации Кировского района г. Красноярска нет законных оснований.
Полагает, данный отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям:
Постановлением администрации Кировского района г. Красноярска от 19.04.1995 № 318 «О служебной жилой площади», было закреплено: «Признать жилую площадь служебной и закрепить за МП ЖХ Кировского района г. Красноярска.. . однокомнатную <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> и заселить столяра ФИО1. Состав семьи 3 человека». Согласно указанному постановлению и служебному ордеру от 15.05.1995 года №, выданного Управлением жилищных инспекций распределения жилья администрации города Красноярска, ее муж - ФИО1, она и их дочь ФИО2, 1986 года рождения, были вселены в однокомнатную <адрес>. Данная квартира в качестве служебной была предоставлена ее мужу - ФИО1, поскольку он работал плотником в <данные изъяты>. Кировского района г. Красноярска. ДД.ММ.ГГГГ году муж умер. В 1999 году <данные изъяты> Жилищного хозяйства Кировского района г. Красноярска к ней и дочери был предъявлен иск о выселении без предоставления другого жилого помещения из указанной выше квартиры. В свою очередь ею был предъявлен встречный иск о вселении в указанную квартиру. Решением от 22 марта 2000 года Кировский районный суд г. Красноярска постановил «В иске <данные изъяты> к Шикалова О.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения - отказать. Вселить Шикалова О.В. и её несовершеннолетнего ребенка в служебную <адрес>». Основанием для принятия данного судебного решения являлось: согласно п. 10 статьи 108 Жилищного кодекса РФ, действовавшего на момент рассмотрения гражданского дела, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 ЖК РФ не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение. Решение Кировского районного суда г. Красноярска вступило в законную силу.
В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают, кроме признанных малоимущими, граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно постановлению администрации города Красноярска от 21 июля 2009 № 281 «Об утверждении положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска» и пункту 5.1 поименованного Положения «Предоставление служебного жилого помещения не лишает права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В соответствии со статьями 49, 51, 52, Жилищного кодекса Российской Федерации она может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 №35-806-12). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, ссылка администрации Кировского района г. Красноярска в ответе от 11.10.2012 № только на одно основание признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а именно, если такой гражданин отнесен к категории малоимущих, является незаконным, поскольку в соответствии с указанными выше нормативными актами, гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право состоять на таком учете в органе местного самоуправления, если он до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. до 2004 года был вселен в служебное жилое помещение. То, что она с несовершеннолетней дочерью была вселена в квартиру на основании служебного ордера и не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, подтверждается приведенными выше доказательствами и нормами закона. Полагает, что отказом, изложенным в письме от 11.10.2012 №, администрация Кировского района г. Красноярска нарушила их с дочерью права на жилище, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Просила: 1. Признать незаконным отказ администрации Кировского района г. Красноярска, изложенный в письме от 11.10.2012 №. 2. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. 3. Обязать администрацию Кировского района г. Красноярска принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 4. Взыскать с администрации Кировского района г. Красноярска расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании Шикалова О.В. и её представитель ФИО6 (по доверенности от 02.11.2012) требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Кировского района г. Красноярска Долгих М.В., выступающая по доверенности от 03.10.2012 №, в судебном заседании доводы заявителя не признала и пояснила, что Шикалова О.В. не был подтвержден статус малоимущей, в администрацию представлены не все необходимые документы. Согласно статье 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с Законом Красноярского края от 23.05.2006г. №18-4751 установлен перечень необходимых документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Служебный ордер такого права не дает, поскольку жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями и не требуется признание гражданина нуждающимся. Без получения статуса малоимущего на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий входят ветераны ВОВ и некоторые другие категории, указанные в специальном законе. Кроме того, Шикалова О.В. в письме дано разъяснение о том, какие документы необходимо представить в администрацию для постановки на учет, а не отказ в этом.
Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст.255 ГПК РФ действия (бездействия) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства в том случае, когда в результате действия либо бездействия нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Согласно статье 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Как указано в ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2, 3 указанного закона с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете: 1) паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства; 2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей; 3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном законом края; 4) выписка из домовой книги; 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) справки органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи за последние 5 лет; 7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи.
В силу ст.11 указанного Закона отказ в принятии гражданина на учет допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете; 3) не истек срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 №35-806-12).
Как видно из представленных сторонами документов, 03.09.2012 первым заместителем руководителя администрации района Шикалова О.В. направлен ответ на заявление, в котором сообщается порядок исключения жилых помещений из числа служебных, рекомендовано для консультации по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обратиться в администрацию района в часы приема.
Шикалова О.В. 04.10.2012 обратилась в администрацию Кировского района г.Красноярска с заявлением о постановке её на очередь нуждающихся в жилых помещениях, так как она и её дочь проживают в служебной квартире по адресу: <адрес> К заявлению приложены: копия ордера от 15.05.1995 за №, копия договора найма служебного жилого помещения от 10.02.2010 №, выписка из домовой книги.
Ответ на это заявление дан в письме администрации Кировского района г.Красноярска от 11.10.2012 № (л.д.19-21), из которого не следует, что принято решение об отказе Шикалова О.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из содержания этого письма видно, что в нем даны подробные разъяснения норм закона, на основании которых осуществляется постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечислены документы, которые необходимо для этого предоставить.
Представителем заявителя неверно истолкованы приведённые выше нормы законов – сделан вывод о том, что проживание в служебном жилом помещении само по себе является основанием для постановки граждан на учет нуждающихся в жилом помещении.
Пункт 1 ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» отсылает к иным федеральным законам, указам Президента РФ, в которых определены другие категории граждан (кроме малоимущих), нуждающихся в жилых помещениях. Однако в отношении граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, таких законов или указов нет.
Ссылка заявителя на ст. 13 Федерального закона № 189-ФЗ также не является обоснованной, поскольку норма касается граждан, уже состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющих право состоять на данном учете. Шикалова О.В. не предоставила в администрацию района все необходимые документы в подтверждение такого права.
Суд с позицией заявителя согласиться не может, поскольку она противоречит нормам закона. Письмо администрации Кировского района г.Красноярска от 11.10.2012 не является отказом, препятствующим Шикалова О.В. обратиться с аналогичным заявлением после выполнения указанных в письме требований, изложенных в нормативных актах. Признать Шикалова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в судебном порядке оснований нет. Соответственно в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Шикалова О.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд.
Судья О.А. Литвинов