Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-661/2014 от 12.03.2014

Дело № 33-661/2014

Докладчик: Сафронова Л.И.

Судья: Кальная Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.

при секретаре Комиссаровой А.Н.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Коротченкова В.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда

г. Орла от 06 февраля 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Коротченкова В.Ф. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Коротченковым В.Ф. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Коротченкову В.Ф. выплату пенсии с 09.10.2013 года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Коротченкова В.Ф. возврат уплаченной государственной пошлины в сумме <...> (<...>) рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., возражения Коротченкова В.Ф., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Коротченков В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 22.05.1979 и по настоящее время проживает в <адрес>, которое относятся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.02.1992 по 11.12.2012. По информации ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составил 5 лет 9 месяцев 10 дней, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.

Полагая отказ пенсионного органа незаконным, просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с учетом снижения общеустановленного возраста на 3 года. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с 16.09.2013, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме <...> рублей.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.02.1992 по 31.01.1998 не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Кроме того, ссылается на то, что пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Как усматривается из материалов дела, Коротченков В.Ф. 09.10.2013 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако ему в этом было отказано.

В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период фактического проживания Коротченкова В.Ф. с 05.02.1992 по 31.01.1998 в <адрес> не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку он не подтвержден регистрацией по месту жительства. При этом по подсчетам ответчика проживание на загрязненной территории, подтвержденное документально, составляет 5 лет 9 месяцев 10 дней, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста лишь на 2 года. Поэтому для повторного определения права на государственную пенсию истцу рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 58 лет (л.д.9-10).

Согласно паспорту гражданина РФ Коротченков В.Ф., <дата> рождения, с 11.12.2012 и по настоящее время значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д.6-8).

Между тем, из справки администрации <...> сельского поселения от 09.10.2013 следует, что Коротченков В.Ф. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 22.05.1978 по 05.02.1992, а в период с 05.02.1992 по 11.12.2012 проживал по вышеназванному адресу без регистрации (л.д. 20).

Согласно свидетельству о заключении брака № истец с 03.03.1979 состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 Местом регистрации брака являлось <адрес> (л.д.38).

У истца Коротченкова В.Ф. имеются двое детей: дочери ФИО5, <дата> рождения, и ФИО6, <дата> рождения, место рождения которых <адрес> (л.д. 39-40).

Дочь истца ФИО5 обучалась в МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» с 1987 года по 1997 года, что подтверждается справкой МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» от 20.01.2014 (л.д.45), а также аттестатами ФИО5 об основном и среднем общем образовании (л.д. 41.42).

О проживании истца в <адрес> в спорный период свидетельствуют и копии похозяйственных книг <...> сельского Совета Орловской области. Так, в похозяйственной книге за 1994-1996 годы по <адрес> значится хозяйство ФИО8 – жены истца, а в качестве членов хозяйства указаны Короченков В.Ф. и дочери ФИО5 и ФИО6 (л.д. 12-15). В похозяйственной книге за 1997-2000 годы Коротченков В.Ф. записан первым в списке членов хозяйства, при этом указано, что истец и его супруга ФИО8 проживают в <адрес>, но не прописаны. Также есть сведения о наличии в хозяйстве коров, свиней, домашней птицы (л.д. 16-19).

Кроме того, в материалах дела имеются копия разрешения № от 30.07.1985, согласно которому инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Орловского района Орловской области разрешено Коротченкову В.Ф. производство строительных работ в <...> сельском Совете, копия свидетельства о праве собственности на землю на имя Коротченкова В.Ф., которым подтверждается выделение последнему <...> сельской администрацией земельного участка <...> для ведения личного подсобного хозяйства, квитанция на прием местных сборов <...> сельсовета от Коротченкова В.Ф., квитанции о приеме платежа по государственному обязательному страхованию от 11.03.1993 на имя Коротченкова В.Ф., страховые свидетельства №, № по государственному страхованию имущества, находящегося по адресу: <адрес> на имя ФИО8, квитанции об оплате за телефон по адресу: <адрес> за 1994, 1996 годы.

Факт постоянного проживания истца Коротченкова В.Ф. вместе с супругой и детьми в <адрес> еще до 1986 года и по настоящее время подтверждается также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, допрошенных в суде первой инстанции.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р и с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582. В данных перечнях указан населенный пункт <адрес>.

Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени фактически постоянно проживал на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года.

По изложенным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постоянное проживание на «загрязненной территории» подтверждается только регистрацией по месту жительства, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в <адрес> в период с 05.02.1992 по 31.01.1998, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

Что касается довода жалобы ответчика о необоснованном назначении пенсии истцу с момента обращения в пенсионный орган, то он также является несостоятельным

В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Удовлетворяя требования Коротченкова В.Ф. и обязывая ГУ-УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему пенсию с 09.10.2013, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости уточнения решения суда в части даты назначения и выплаты пенсии истцу Коротченкову В.Ф. ввиду следующего.

Согласно п.7 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами, представляемыми заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Из материалов дела усматривается, что Коротченков В.Ф. согласно удостоверению № получает пенсию по инвалидности с 13.01.1994 (л.д. 36).

С учетом приведенной выше нормы материального права и установленных по делу обстоятельств, назначение и выплата пенсии по старости досрочно в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС Коротченкову В.Ф. должны быть произведены с 01.11.2013.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, обязав ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Коротченкову В.Ф. выплату пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 01 ноября 2013 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

Дело № 33-661/2014

Докладчик: Сафронова Л.И.

Судья: Кальная Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.

при секретаре Комиссаровой А.Н.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Коротченкова В.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда

г. Орла от 06 февраля 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Коротченкова В.Ф. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Коротченковым В.Ф. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Коротченкову В.Ф. выплату пенсии с 09.10.2013 года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Коротченкова В.Ф. возврат уплаченной государственной пошлины в сумме <...> (<...>) рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., возражения Коротченкова В.Ф., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Коротченков В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 22.05.1979 и по настоящее время проживает в <адрес>, которое относятся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.02.1992 по 11.12.2012. По информации ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составил 5 лет 9 месяцев 10 дней, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.

Полагая отказ пенсионного органа незаконным, просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с учетом снижения общеустановленного возраста на 3 года. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с 16.09.2013, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме <...> рублей.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.02.1992 по 31.01.1998 не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Кроме того, ссылается на то, что пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Как усматривается из материалов дела, Коротченков В.Ф. 09.10.2013 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако ему в этом было отказано.

В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период фактического проживания Коротченкова В.Ф. с 05.02.1992 по 31.01.1998 в <адрес> не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку он не подтвержден регистрацией по месту жительства. При этом по подсчетам ответчика проживание на загрязненной территории, подтвержденное документально, составляет 5 лет 9 месяцев 10 дней, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста лишь на 2 года. Поэтому для повторного определения права на государственную пенсию истцу рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 58 лет (л.д.9-10).

Согласно паспорту гражданина РФ Коротченков В.Ф., <дата> рождения, с 11.12.2012 и по настоящее время значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д.6-8).

Между тем, из справки администрации <...> сельского поселения от 09.10.2013 следует, что Коротченков В.Ф. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 22.05.1978 по 05.02.1992, а в период с 05.02.1992 по 11.12.2012 проживал по вышеназванному адресу без регистрации (л.д. 20).

Согласно свидетельству о заключении брака № истец с 03.03.1979 состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 Местом регистрации брака являлось <адрес> (л.д.38).

У истца Коротченкова В.Ф. имеются двое детей: дочери ФИО5, <дата> рождения, и ФИО6, <дата> рождения, место рождения которых <адрес> (л.д. 39-40).

Дочь истца ФИО5 обучалась в МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» с 1987 года по 1997 года, что подтверждается справкой МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» от 20.01.2014 (л.д.45), а также аттестатами ФИО5 об основном и среднем общем образовании (л.д. 41.42).

О проживании истца в <адрес> в спорный период свидетельствуют и копии похозяйственных книг <...> сельского Совета Орловской области. Так, в похозяйственной книге за 1994-1996 годы по <адрес> значится хозяйство ФИО8 – жены истца, а в качестве членов хозяйства указаны Короченков В.Ф. и дочери ФИО5 и ФИО6 (л.д. 12-15). В похозяйственной книге за 1997-2000 годы Коротченков В.Ф. записан первым в списке членов хозяйства, при этом указано, что истец и его супруга ФИО8 проживают в <адрес>, но не прописаны. Также есть сведения о наличии в хозяйстве коров, свиней, домашней птицы (л.д. 16-19).

Кроме того, в материалах дела имеются копия разрешения № от 30.07.1985, согласно которому инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Орловского района Орловской области разрешено Коротченкову В.Ф. производство строительных работ в <...> сельском Совете, копия свидетельства о праве собственности на землю на имя Коротченкова В.Ф., которым подтверждается выделение последнему <...> сельской администрацией земельного участка <...> для ведения личного подсобного хозяйства, квитанция на прием местных сборов <...> сельсовета от Коротченкова В.Ф., квитанции о приеме платежа по государственному обязательному страхованию от 11.03.1993 на имя Коротченкова В.Ф., страховые свидетельства №, № по государственному страхованию имущества, находящегося по адресу: <адрес> на имя ФИО8, квитанции об оплате за телефон по адресу: <адрес> за 1994, 1996 годы.

Факт постоянного проживания истца Коротченкова В.Ф. вместе с супругой и детьми в <адрес> еще до 1986 года и по настоящее время подтверждается также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, допрошенных в суде первой инстанции.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р и с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582. В данных перечнях указан населенный пункт <адрес>.

Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени фактически постоянно проживал на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года.

По изложенным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постоянное проживание на «загрязненной территории» подтверждается только регистрацией по месту жительства, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в <адрес> в период с 05.02.1992 по 31.01.1998, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

Что касается довода жалобы ответчика о необоснованном назначении пенсии истцу с момента обращения в пенсионный орган, то он также является несостоятельным

В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Удовлетворяя требования Коротченкова В.Ф. и обязывая ГУ-УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему пенсию с 09.10.2013, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости уточнения решения суда в части даты назначения и выплаты пенсии истцу Коротченкову В.Ф. ввиду следующего.

Согласно п.7 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами, представляемыми заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Из материалов дела усматривается, что Коротченков В.Ф. согласно удостоверению № получает пенсию по инвалидности с 13.01.1994 (л.д. 36).

С учетом приведенной выше нормы материального права и установленных по делу обстоятельств, назначение и выплата пенсии по старости досрочно в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС Коротченкову В.Ф. должны быть произведены с 01.11.2013.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, обязав ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Коротченкову В.Ф. выплату пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 01 ноября 2013 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-661/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коротченков Владимир Федорович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
27.03.2014Судебное заседание
01.04.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее