Дело № 12-226/2020
Р Е Ш Е Н И Е
7 июля 2020 года г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Иванов Д.Н., рассмотрев жалобу Смирновой Елены Владимировны на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № № Смирнова Е.В. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ. В жалобе Смирнова Е.В. просит указанное постановление отменить, указав, что по уважительным причинам не могла явиться на составление протокола, кроме того в период неблагоприятной эпидемиологической обстановке, находилась на режиме самоизоляции.
В судебном заседании Смирнова Е.В. поддержала доводы жалобы.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и пр.
Часть 1 ст.14.4.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами регламентирован нормами ст.55 ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
В частности, розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказ Минздрава РФ от 14.12.2995 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 11.09.2017).
Также утратил силу Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, (приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 N 578) в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 N 1000ан.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 N 403н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с п.2 названных Правил аптеками, аптечными пунктами осуществляется отпуск лекарственных препаратов без рецептов и по рецептам.
Согласно п.4 Правил по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем - девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Отпуск лекарственных препаратов, не указанных в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется без рецептов (п.5 Правил).
Отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п.6 Правил).
В соответствии с ч.2, ч.3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов (Приложение № 1 к приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н) назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью.
Отнесение лекарственного препарата к рецептурным или безрецептурным лекарственным препаратам осуществляется при регистрации лекарственного препарата. Изменение категории отпуска лекарственного препарата возможно при подтверждении регистрации (перерегистрации) и внесении изменений, требующих экспертизы ожидаемой пользы к возможному риску, в регистрационное досье лекарственного препарата (п.5).
В силу п.8 Правил для определения принадлежности лекарственного препарата к категории рецептурных препаратов применяются требования пункта 9 настоящих Правил. Уполномоченные органы могут установить (выделить) особые подкатегории рецептурных препаратов. При этом следует придерживаться следующей градации: а) рецептурные препараты с обычным рецептурным отпуском; б) рецептурные препараты, подлежащие особому рецептурному порядку отпуска; в) рецептурные препараты, подлежащие ограниченному порядку отпуска по специальному требованию и применяемые в специально оговоренных целях.
Препарат «Фурагин-С3» является рецептурным.
Приведенное нормативное регулирование обязывает фармацевтических работников аптечных учреждений отпускать препарат «Фурагин-С3» только после предъявления пациентом рецепта, выписанного в соответствии с установленными правилами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 ч. 40 мин. по 16 ч. 20 мин. фармацевт аптечного пункта «Вита экспресс» ФИО1 по адресу: <адрес>, был задокументирован факт продажи препарата «Фурагин-С3» без фактического наличия и предъявления рецепта врача покупателем.
Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении, материалами проверки ОЭБ и ПК УМВД России по г.Смоленску.
Согласно нормам ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
По правилам ч.ч.3, 4, 4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из приведенных положений ст.28.2 КоАП РФ, извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является обязательным. В противном случае лицо, привлекаемое к ответственности, лишается возможности использовать свои процессуальные права и гарантии, предусмотренные законом.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
По делу видно, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в 11 ч. 30 мин. направлено Росздравнадзором по Смоленской области Смирновой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ и получено Смирновой Е.В. лишь ДД.ММ.ГГГГ, когда упомянутый протокол был уже составлен.
Таким образом, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в отсутствие данных об их надлежащем извещении о месте и времени составления процессуального документа.
Кроме того, как следует из материалов дела Семенова Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном, что является уважительной причиной неявки лица, привлекаемого к административной ответственности и подтверждается представленным листком нетрудоспособности.
При таком положении, поскольку в ходе рассмотрения дела не выполнены предусмотренные ст.HYPERLINK consultantplus://offline/ref=F20F1095FF97913EA8E2196A46A0DD74CF9E8BDDF865A47CD7A34FF07001E00997E0A19736C83671X4m5N 28.2 КоАП РФ требования, что является существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Смоленской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Смоленской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.28.2, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № П67-1-5621/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП в отношении Смирновой Елены Владимировны - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.
Судья Д.Н. Иванов
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0001-01-2020-001445-17
Подлинный документ подшит в материалы дела № 12-226/2020