Копия № 2-432/2019
УИД 24RS0044-01-2019-000424-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Богдановой Л.А.
с участием истца – Краус Л.Я.,
представителя ответчика – Макарова Г.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краус Лидии Яковлевны к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Краус Л.Я. обратилась в суд с иском к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры площадью 32 кв.м. по адресу: <адрес>7. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени жилое помещение взамен непригодного для проживания им не предоставлено. В соответствии с частями 8, 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ просит обязать ответчика предоставить им жилое помещение на праве собственности площадью не менее 32 кв.м. в черте г. Заозерного, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям либо выкупить его
В судебном заседании истец Краус Л.Я. поддержала свои требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края - Макаров Г.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, не был включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья, в связи с чем жилищные права собственников в таком доме обеспечиваются в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, которой предусмотрено изъятие жилого помещения у собственников, в связи с изъятием земельного участка, находящегося под домом для муниципальных нужд. Поскольку администрацией г. Заозерного решения об изъятии земельного участка под спорным жилым домом не принималось, проект соглашения об изъятии собственникам не направлялся, соответственно не соблюдена установленная законом процедура, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат. Кроме того, пояснил, что в настоящее время утверждена программа по переселению граждан из аварийных помещений до 2025 года, однако, в программу ежегодно вносятся корректировки и возможно жилой <адрес> в <адрес> будет расселен ранее срока, предусмотренного для утверждения новой программы, то есть ранее 2025 года.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Красноярского края, Заозерновский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, возражений относительно иска не представил, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Суд с учетом мнения истца и представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ч. 8 статьи 32 Жилищного кодекса российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из положений приведенного Федерального закона следует, что предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на осуществление переселения не может быть произвольным. Основанием для предоставления такой финансовой поддержки, как это прямо следует из положений этого Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 16 названного Федерального закона.В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма, а в случае с собственником жилого помещения в таком доме, предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок, а именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, Краус Л.Я. является собственником жилого помещения <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 4).
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации г. Заозерного от 28.10.2016 г. № 467-П, в своем заключении от 02.02.2017 года № 01/17 пришла к выводу о наличии основания для признания указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании ухудшения эксплуатационных характеристик отдельных частей жилого дома в связи с их физическим и моральным износом, приводящим к снижению уровня прочности строительных конструкций до ограниченно работоспособного; проведение капитального ремонта или реконструкции жилого дома признано экономически нецелесообразным (л.д. 7-9).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10).
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом <адрес> в <адрес> расположено 7 квартир, одна из которых находится в муниципальной собственности.
По сообщению администрации г. Заозерного, Министерства строительства Красноярского края данный жилой дом не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 года № 185-ФЗ, в указанную программу могли быть включены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 года в связи с физически износом в процессе их эксплуатации.
Поскольку спорный жилой дом не был включен в региональную адресную программу и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в стоимость предоставляемого жилого помещения, обеспечение жилищных прав истца осуществляется по правилам процедуры изъятия жилых помещений, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29 апреля 2014 года, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В силу частей 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Из пояснений представителя администрации г. Заозерного следует, что после признания жилого дома аварийным требований о его сносе к собственникам помещений в нем администрацией г. Заозерного не предъявлялось, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не изымался, в адрес истца не направлялись проект соглашения об изъятии недвижимости, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ и документы, перечисленные в пункте 4 статьи 56.10. Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что соблюдение соответствующей предварительной процедуры, установленной статьей 32 Жилищного кодекса РФ, является обязательной, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Краус Л.Я. поскольку истец является собственником жилого помещения, многоквартирный жилой дом, в котором находится спорная квартира, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, поэтому у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого помещения, процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения ответчиком не принимались. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
При установленных обстоятельствах право на предоставление другого жилого помещения взамен либо его выкуп у истца не возникло, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краус Лидии Яковлевны к администрации г. Заозерного Красноярского края о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17 июля 2019 года
Председательствующий: О.С. Заверуха
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха