Дело №2-323/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Тарасовой Т.А.,
с участием истца Климовой О.Ю.,
представителя ответчика Габбазовой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой О. Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Климова О.Ю. обратилась в суд с данным иском к ГУ-УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области.
В обоснование заявленных требований указала, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. По ее (истцам) подсчетам на указанную дату имелся стаж – <данные изъяты> лет в сельской местности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня. Также период нахождения в отпуске по беременности и родам исчислен в календарном порядке. Полагает, что поскольку период отпуска по беременности и родам приходится на время работы в сельской местности, к нему должен быть применен повышающий коэффициент 1, 3.
Просила признать незаконным решение начальника ГУ УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и календарного исчисления периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислить в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 3 месяца, назначить страховую пенсию по старости досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Климова О.Ю. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Габбазова Э.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что оспариваемое истцом решение является законным и обоснованными.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Материалами дела установлено, истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня. Также период нахождения в отпуске по беременности и родам исчислен в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает обоснованными и подлежащим удовлетворению требования истца в части включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении как 1 года за 1 год 3 месяца, по следующим основаниям:
При назначении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ стаж медицинской работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за 1 год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").
Поскольку основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, его оплата производится через пособие по государственному социальному страхованию, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, период нахождения в отпуске по беременности и родам - это период временной нетрудоспособности, что является гарантией сохранения трудовых отношений с работником. При этом указанный период нетрудоспособности подлежит включению в том же порядке, как и периоды самой работы.
Как следует из материалов дела, периоду нахождения истца в отпуске по беременности и родам предшествовал период ее работы в <данные изъяты> в должности зубного врача, который засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.
Поэтому в соответствии с п. 2 постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 суд спорный период нахождения в отпуске по беременности и родам, имевший место до ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в льготном исчислении аналогично периодам работы, в течение которых данный отпуск был предоставлен.
Требования истца в части признании незаконным решения ответчика в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня в период работы в должности стоматолога в <данные изъяты>, также подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в специальный стаж работы, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как следует из материалов дела, с учетом включения спорных периодов, на ДД.ММ.ГГГГ необходимый <данные изъяты> летний стаж истцом выработан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Климовой О. Ю. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника ГУ УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Климовой О. Ю. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и календарного исчисления периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Включить Климовой О. Ю. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Включить Климовой О. Ю. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить Климовой О. Ю. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2016 года.
Судья В.Г. Сайфутдинова