Дело № 2-209/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2015 года с. Нижний Цасучей
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре Середкиной Е.С., с участием помощника прокурора Ононского района Шведко А.В., истцов Евсеева В.В., Пляскина О.А., представителя ответчика администрации муниципального района «Ононский район» Сухих Н.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района в интересах Евсеева В.В. , Пляскина О.А. к МБУК «Районный межпоселенческий социально- культурный центр», администрации муниципального района «Ононский район» о взыскании недоначисленной заработной платы,
у с т а н о в и л :
Прокурор Ононского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Евсеева В.В., Пляскина О.А.к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» (далее МБУК РМСКЦ), администрации муниципального района «Ононский район», указывая, что прокуратурой района по обращениям Евсеева и Пляскина проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы в МБУК РМСКЦ. В ходе проверки установлено, что Евсеев В.В. и Пляскин О.А. работают у ответчика в должности истопников: Евсеев В.В. с 04.03.2015г. по 15.05.2015 г., Пляскин О.А. с 04.03.2015 г.. Согласно расчетным листам заработная плата работников состоит из оклада, стимулирующей доплаты, районного и «северного» коэффициентов. Установлено, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБУК РМСКЦ рассчитывается из фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда. Согласно расчету сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Евсееву В.В., Пляскину О.А. за период с 01 марта 2015 года по 15 мая 2015 года составила по <данные изъяты> руб. каждому. В связи с изложенным, прокурор Ононского района просит взыскать с МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в пользу Евсеева В.В., Пляскина О.А. за период с 01 марта по 15 мая 2015 года по <данные изъяты> руб. каждому; обязать администрацию муниципального района «Ононский район» профинансировать МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» за счет выделяемых на эти цели субвенций.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Ононского района Шведко А.В., а также истцы Евсеев В.В., Пляскин О.А.. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» Фирсова С.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения делу уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МР «Ононский район» Сухих Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве, просил применить ст. 392 ТК РФ и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцы о нарушении своих трудовых прав узнали 04 марта 2015 года при заключении трудовых договоров, в которых указаны условия оплаты труда.
Согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истцы Евсеев и Пляскин были приняты на работу в МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр»в должности истопников по срочному трудовому договору от 04.03.2015 г.на отопительный период 2015 год, 04 марта 2-15 года с ними были заключены трудовые договоры от № и № соответственно, установлен оклад в <данные изъяты> руб. в месяц, надбавки: забайкальский коэффициент- 30%, районный коэффициент - 40%.
Из материалов дела следует, что при полностью отработанной норме часов размер заработной платы истцов в месяц за период с 01марта по 15 мая 2015 года без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент 30%), был выше минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации в спорный период (с 1 января 2015 года – 5965 рублей).
Заработная плата Евсеева В.В. и Пляскина О.А.в марте и апреле 2015 года составила по <данные изъяты> руб. в месяц, состояла из оклада <данные изъяты> руб., районного коэффициента – <данные изъяты> руб., забайкальского коэффициента – <данные изъяты> руб.; в мае составила <данные изъяты> руб., состояла из оклада <данные изъяты> руб., районного коэффициента – <данные изъяты> руб., забайкальского коэффициента – <данные изъяты> руб., компенсации за увольнение – <данные изъяты> руб.
Таким образом, заработная плата истцов без учёта повышающих коэффициентов в виде коэффициентов, составляла менее установленного минимального размера оплаты труда.
Доводы истцов, что размер их заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные и стимулирующие выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, то есть все доплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент) должны производиться на размер оплаты труда, который не может быть менее установленного МРОТ, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 20 апреля 2007г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью первой и частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ч.1 и ч.5 ст.158 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативные правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2015 года – 5965 рублей).
Так как Евсеев В.В., Пляскин О.А. работают в Забайкальском крае, который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истцы имеют права на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный Евсееву В.В., Пляскину О.А. законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», пропорционально отработанному времени. Иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в повышенном размере выплату справедливой заработной платы работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Таким образом, если размер месячной заработной платы работника, выполнившего норму труда (трудовых обязанностей) и отработавшего месячную норму рабочего времени, организации, расположенной в районах с особыми климатическими условиями, превышает минимальный размер заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, но не достигает размера минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, с начислением на указанный размер районного коэффициента и надбавки за стаж работы в этих районах, то работник имеет право на взыскание недоначисленной заработной платы.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцам Евсееву и Пляскину в полном объеме, поэтому имеются основания для удовлетворения требований прокурора Ононского района о взыскании с их пользу недоначисленной заработной платы.
Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно и собственник имущества не отвечает по обязательствам такого учреждения.
В то же время, в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Согласно п. 1.3 Устава МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени муниципального района «Ононский район» осуществляет администрация муниципального района «Ононский район», на которую возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
Согласно ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, администрация муниципального района является надлежащим ответчиком по делу и, являясь главным распорядителем бюджетных средств, принимает непосредственное участие в формировании фонда оплаты труда.
В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).
В силу п. 2 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса и в соответствии со ст. 9 Кодекса муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст. 86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенные нормы, администрация муниципального района «Ононский район» несёт обязанность по финансированию бюджетного образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет средств бюджета муниципального района «Ононский район».
Представителем ответчика администрации муниципального района «Ононский район» заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцами срока обращения в суд за защитой нарушенного права, которое подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истцы не просили суд восстановить пропущенный ими срок обращения в суд за разрешением трудового спора, уважительных причин пропуска срока суду не представили.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истцы получали заработную плату в спорный период без задержек, не могли не знать о нарушении своих прав, имели возможность обратиться в суд с требованиями о проверке законности производимых им выплат, однако требования о восстановлении трудовых прав подали в суд 17 июля 2015 года, в связи с чем у суда нет достаточных правовых оснований для разрешения исковых требований за весь период, предшествующий дню обращения в суд, без ограничения, предусмотренного положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в три месяца.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу истцов за период с 17 апреля по 15 мая 2015 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Обязанность доказывания распространяется на стороны. Основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания, поскольку именно основания требований и возражений сторон влияют на его формирование. Невыполнение обязанности доказывания истцом оснований своих требований и возражений влечет вынесение решения об отказе в иске или его части.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, так как в данном случае это не предусмотрено федеральным законом.
Согласно представленному истцами расчету, размер заработной платы должен был составлять 10140 рублей 50 копеек в месяц (5965+5965*70%).
Поскольку размер начисленной истцам заработной платы за апрель и проработанный период в мае 2015 года был ниже указанной суммы, следовательно, работодателем им недоначислялась заработная плата.
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы Евсееву В.В., Пляскину О.А. за период с 17 апреля по 15 мая 2015 года составил по <данные изъяты>. каждому, в том числе с 17 по 30 апреля (отработано 70 часов из 150ч.) - <данные изъяты>, с 1 по 15 мая без учета компенсации за увольнение <данные изъяты>
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ исследованные в судебном заседании доказательства, суд признает их допустимыми, относимыми и достаточными для рассмотрения настоящего гражданского дела по существу.
Согласно п. 8 ст. 33.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ононского района удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ за период с 17 апреля по 15 мая 2015 года в пользу:
-Евсеева В.В. в <данные изъяты>.
- Пляскина О.А. в <данные изъяты>.
Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» профинансировать МБУК «Районный межпоселенческий социально-культурный центр» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности за счет средств бюджета муниципального района «Ононский район».
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный межпоселенческий социально-культурный центр»в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.
Судья А.В. Булгаков
Решение принято в окончательной форме 24 августа 2015 года.