Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<дата> года <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Родиной Л.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к муниципальному учреждению «<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить земельный участок в аренду,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению «<адрес>», в котором просит признать незаконным решение от <дата> об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 437 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства»; обязать ответчика утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить спорный участок в аренду.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением администрации <адрес> муниципального района <адрес>, содержащимся в письме № от <дата>, ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в связи с нарушением процедуры опубликования извещения, установленной ст. 39.18 ЗК РФ, и ей было рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по процедуре, предусмотренной вышеназванной нормой права. Однако, истец обратилась в администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с соответствующим заявлением в 2013 г. В номере газеты «Наше слово», являющейся официальным источником опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, от <дата> было опубликовано информационное сообщение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о принятии решения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду. <адрес> в письме № от <дата> сообщило ей о том, что возможно предоставление испрашиваемого земельного участка. Истец считает, что ею были выполнены все требования, предусмотренные земельным законодательством. Ссылаясь п. 3, 4 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от <дата>, считает отказ администрации <адрес> муниципального района <адрес> незаконным и создающим препятствия к осуществлению права на заключение договора аренды оспариваемого земельного, поскольку изменения законодательства, вступившие в силу с <дата>, не отменяют обязанность ответчика передать ей в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель истца – ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д.7), явился, просил суд удовлетворить исковые требования, поскольку процедура формирования земельного участка была начата истцом до <дата>. Пояснил, что истцом земельный участок испрашивался в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, схема расположения земельного участка не была утверждена до <дата> по вине ответчика, однако, бездействие Администрации <адрес> муниципального района <адрес> истцом не оспаривалось.
В судебное заседание явилась представитель ответчика – администрации <адрес> муниципального района <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д.23), исковые требования не признала, поскольку заявителем не соблюдена процедура. Схема не была утверждена, отказ Администрации <адрес> муниципального района <адрес> соответствует Закону. Положения п. 3 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от <дата> на истца не распространяются, так как схема расположения земельного участка не утверждена. В настоящее время с <дата> все действия Администрации осуществляются с согласования Министерства имущественных отношений <адрес>.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ч.3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>) установлено следующее:
П. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
П. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
П. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Статьей <адрес> от <дата> №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>», вступившего в силу <дата>, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1); реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <адрес>, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес> (часть 3).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления <адрес> от <дата> № Министерство имущественных отношений <адрес> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> и городских округов <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <адрес>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что в газете «Наше слово» № (12231) от <дата> администрацией <адрес> муниципального района <адрес> было опубликовано объявление об информировании населения о предстоящем предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 437 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11-12).
Письмом № от <дата> <адрес> сообщила ФИО2 о том, что население было проинформировано о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду. По истечении месяца со дня опубликования заявлений от граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку не поступило, в связи с чем предоставление участка в аренду возможно в соответствии со ст.ст. 22, 29 ЗК РФ (л.д.13).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> не утверждена (л.д.14-16).
Письмом № от <дата> <адрес> сообщила ФИО2 о том, что в соответствии с поправками к Земельному Кодексу РФ, вступившими в силу с <дата> на основании ФЗ от <дата> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» извещение о предоставлении земельного участка должно быть размещено на официальном сайте, определенном Правительством РФ «torgi.gov.ru». С целью соблюдения действующего законодательства ей рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 ЗК РФ (л.д.17).
Суд приходит к выводу об обоснованности и законности принятого администрацией <адрес> муниципального района <адрес> решения в силу следующего.
При разрешении заявленного требования суд учитывает, что с <дата> в соответствии с положениями <адрес> от <дата> №-ОЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов при наличии согласия Министерства имущественных отношений <адрес>.
Ссылка истца в обоснование заявленных требований на п. 4 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от <дата>, является необоснованной, поскольку данная норма права регулирует правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а не для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Вместе с тем, согласно п.3 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее <дата>.
ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от <дата> вступил в законную силу <дата>
Однако, схема спорного земельного участка не была утверждена Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> до введения в действие новой редакции Земельного Кодекса РФ, то есть до <дата>; земельный участок на кадастровый учет поставлен не был; бездействие Администрации <адрес> муниципального района <адрес> в решении данного вопроса ФИО2 в установленном законом порядке не обжаловалось, что подтверждено в судебном заседании представителем истца, в связи с чем указанная норма права не подлежит применению к спорным правоотношениям. Кроме того, на основании вышеприведенных положений законодательства решение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка и его предоставлении в аренду с <дата> принимается администрацией <адрес> муниципального района <адрес> с согласия Министерства имущественных отношений <адрес>, которое в данном случае получено не было. Доказательств обратному суду в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Суд также соглашается с доводом представителя ответчика – Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о том, что был нарушен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотренный ст. 34 ЗК РФ в старой редакции, поскольку исследованная в судебном заседании публикация в газете «Наше слово» о намерении предоставить земельный участок в аренду не может быть воспринята как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду; не способствует получению наибольшего числа заявок, то есть нарушены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, установленные п. 1 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных Законом оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному учреждению «<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить земельный участок в аренду– отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Родина
Решение в окончательной форме принято <дата>