Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4130/2010 от 12.08.2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Костенко Е.Л. Дело № 33-4130/2010                                                                                                                                 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

судей Белова Н.Е. и Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2010 года

дело по кассационной жалобе Смирнова Ю.А. на решение Воркутинского городского суда от 1 июля 2010 года, по которому оставлен без удовлетворения иск Смирнова ... к ОАО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Тепловые сети Воркуты», ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» о признании незаконным начисление платы за отопление жилого помещения в период с Дата обезличена. по Дата обезличена., в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признании права на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с Дата обезличена по Дата обезличена. включительно, с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. общей площади в месяц; взыскании необоснованно полученных платежей за отопление за период с Дата обезличена Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., в сумме ...., индексации в сумме ...., компенсации за пользование чужими денежными средствами в сумме ...., судебных расходов в сумме ....; об обязании произвести перерасчет размера платы за отопление за период с Дата обезличена. по Дата обезличена., в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Смирнов Ю.А. обратился в суд с данным иском, указав, что с Дата обезличена он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: ..., ..., ..., .... Является собственником указанной квартиры на основании договора купли-продажи жилого помещения от Дата обезличена. Жилищным законодательством на него возложена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление. Решением Совета МО «Город Воркута» от Дата обезличенаг. Номер обезличен утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг предоставляемых населению на 2004г., составившие по центральному отоплению 0,03 Гкал в месяц на 1 кв.м. общей площади жилого помещения. В период с Дата обезличена. по Дата обезличена. по месту его жительства предъявляются к оплате счета-квитанции за отопление по нормативу установленному органом местного самоуправления, который не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законодательством. Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006г. №275 с Дата обезличена для населения МО «Город Воркута» введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, вместо установленного ранее норматива в размере 0,03 Гкал в месяц. Данным решением утверждены единые, а не дифференцированные в зависимости от типов домов и степени их благоустройства нормативы потребления тепловой энергии на отопление для всего населения МО «Город Воркута». Кроме того, Постановлением Правительства Республики Коми от 15.02.2006г. №25 были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям на 2006 год. Для территории Муниципального образования на территории города республиканского значения Воркуты с подчиненной ему территорией указанные предельные индексы на 2006 год были установлены в размере 127,5%. Введение для населения МО «Город Воркута» в действие с 01.02.2006г. норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год привело к превышению указанных предельных индексов изменения размера платы населения за отопление. Стоимость платы за отопление 1 кв.м. общей площади жилого помещения на территории МО «Город Воркута» с 01.02.2006г. составила 31,01руб. Действовавший на конец 2005 финансового года и до повышения с 01.03.2005г. по 31.01.2006г. норматив потребления тепловой энергии в размере 0,03 Гкал при цене 1 Гкал в 761,94руб., определял стоимость отопления 1 кв.м. общей площади жилого помещения в 22,86руб. Предельный индекс в 127,5%, установленный на территории МО «Город Воркута» на 2006г., допускал повышение платы за отопление 1 кв.м. общей площади жилого помещения до 29,15руб. Повышение платы в 2006 году до 31,01руб., за счет увеличения норматива потребления тепловой энергии свидетельствует о превышении максимального предельного индекса до 135,65%. Считает, что если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта РФ об установлении указанных индексов. Просит признать незаконным начисление платы за отопление жилого помещения в период с Дата обезличена. по Дата обезличена., в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признать право на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с Дата обезличена по Дата обезличена включительно, с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. общей площади в месяц; взыскать необоснованно полученные платежи за отопление за период с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., в сумме ...., индексацию в сумме ...., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме ...., судебные расходы в сумме ....

Дата обезличена от истца поступило заявление об изменении основания иска. В данном заявлении заявлено требование об обязании ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление за период с Дата обезличена по Дата обезличена в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоснование предъявленного заявления истец указал, что в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения № 2 к Правилам, то есть как произведение общей площади квартиры (кв.м.) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал\кв.м.) и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п.1 приложения № 2 к названным Правилам, а потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. То есть, как указал истец, корректировка выполняется на основании фактического расчета платы между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией за предшествующий год, который учитывает фактическую температуру наружного воздуха в отопительный период и тепловую нагрузку всего здания. Поскольку результаты корректировки (п.27 Правил) учитываются при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, истец считает, что не позднее января 2008 года должен быть произведен перерасчет платы за 2007 год, не позднее января 2009 года - за 2008 год, и января 2010 года - за 2009 год. Кроме того, по мнению истца, при расчете в 2006 году норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий была применена произвольно принятая величина средней температуры наружного воздуха в отопительном сезоне, равная -9,1 градуса, существенно отличающейся от фактической, которая согласно данным Зональной гидрометеорологической обсерватории (ЗГМО) Воркуты за 5 лет наблюдений (с 2004 г. по 2009 г.) составила – 6,2 градуса, что привело к установлению для жителей МО ГО «Воркута» необоснованно завышенного норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год. С учетом изложенного истец просит обязать ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление в спорный период, в том числе, и с учетом ее корректировки исходя из фактической среднемесячной температуры наружного воздуха в отопительный период.

Истец в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

            Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, причин неявки представителя суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

            В представленном возражении представитель ответчика требования не признал. Из возражения следует, что ОАО «Коми энрегосбытовая компания» не является надлежащим ответчиком по делу, так как корректировку размера платы за отопление производит исполнитель. В указанный в дополнении период исполнителями коммунальных услуг были ОАО «ТГК-9» (до сентября 2007), МУП УК «Центральное» (с 01.09.2007 до 01.09.2008), МУП «УМД Горняцкое» (с 01.09.2007 до 01.09.2008), МУП РЭУ «Комсомольское» (до 01.01.2008), МУП «Департамент ЖКХ» (с 01.09.2007 до 01.01.2008), ООО «РЭУ Комсомольское» (с 01.01.2008 – 01.10.2008), ООО «Северное ЖКХ» (01.01.2008 по настоящее время), ООО «Горняцкое» (с 01.09.2008 до настоящего времени), ООО «Центральное» (с 01.09.2008 до настоящего времени), ООО «Запад» (с 01.09.2008 до 01.07.2009), ТСЖ, созданные на территории г.Воркуты. Перечисленные компании были выбраны в качестве управляющих на основании проведенных АМО «Воркута» конкурсов. 

            Суд на основании п.4, 5 ст.167 ГПК РФ нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

            Определением судьи от 06.05.2010г., на основании заявления об изменении основания иска к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – ООО «Тепловые сети Воркуты» и ОАО «Территориальная генерирующая компания №9».

            Соответчики извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

            Представитель ООО «Тепловые сети Воркуты» в представленном отзыве требования не признал, указал, что ООО «ТСВ» осуществляет свою деятельность с 01.01.2009г., не является исполнителем коммунальных услуг.

            Представитель ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» в представленном возражении иск не признал, указал, что размер платы за коммунальные услуги на отопление для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления, равно как и установление норматива на данный вид коммунальной услуги. Решением Совета МО ГО «Воркута» от 25.01.2006г. №75 утвержден и введен в действие с 01.02.2006г., для населения МО ГО «Воркута» норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий. Норматив тепловой энергии является обоснованным и законным, а ОАО «ТГК-9» действовало в спорный период правомерно. Также ОАО «ТГК-9» к спорному исковому периоду в соответствии с ч.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ заявляет о пропуске срока исковой давности. Согласно ч.6 ст.152 ГПК РФ истечение срока исковой давности о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. 

На основании п.4, 5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей соответчиков и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Смирнов Ю.А. просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.

Как следует из материалов дела, Смирнов Ю.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ... ... ... С Дата обезличена по Дата обезличена истец производил оплату коммунальных услуг, в том числе и за отопление. При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ответчики руководствовались действовавшим на тот момент нормативом, утвержденным решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года  № 275, согласно которому для населения муниципального образования «Город Воркута» с 01.02.2006 года утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.

Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения» утвержден и введен в действие с 01.02.2006г. для населения муниципального образования «Город Воркута» норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год, определено, что указанный норматив применяется при начислении платы населению за отопление. Правомерность Решения Совета МО «Город Воркута» установлена вступившим в законную силу судебным постановлением.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года отменено решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2009 года, которым пункт первый приведенного решения муниципального органа в части введения в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования «Город Воркута» норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метров в год признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета МО ГО «Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения».

В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 и действующим на дату принятия решения муниципального органа порядком, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом методических рекомендаций, предусматривающих включение отопления в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода энергии, необходимой для отопления.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.

Проанализировав приведенные нормы, суд, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет оплаты услуг по отоплению ответчиком произведен с учетом подлежащего применению в спорный период норматива расхода тепловой энергии на отопление, определенного муниципальным органом с учетом требований действующего на момент его установления порядка утверждения норматива потребления коммунальных услуг и не противоречащего действующему порядку определения норматива потребления, предусмотренному утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 Правилами.

Доводы жалобы о несоответствии размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам не могут быть признаны обоснованными.

Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, введен иной порядок нормативного регулирования определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление жилых зданий.

Максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию рассчитываются в среднем по субъекту РФ. 

Служба Республики Коми по тарифам, осуществляющая полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, ежегодно устанавливает тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию. 

В силу п. 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004г. №20-э/2, по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.

Подпунктом 18 п. 5 Положения о службе Республики Коми по тарифам, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009г. № 62 установлено, что служба Республики Коми по тарифам осуществляет полномочия по установлению предельных индексов возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям; по установлению тарифов на тепловую энергию, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

Кроме того, в целях обеспечения правопреемственности в деятельности по государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в Республике Коми разрешено Службе Республики Коми по тарифам в пределах полномочий, определенных законодательством, вносить в установленном порядке изменения в принятые решения Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми, а также при необходимости признавать их утратившими силу.

Как следует из справки Службы РК по тарифам, при установлении тарифов на тепловую энергию в период с 2006г. по 2009г. поставляемую ОАО «ТГК-9» на розничный (потребительский) рынок РК для населения г.Воркуты и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на территории муниципального образования городского округа «Воркута», Службой по тарифам были соблюдены максимальные величины роста тарифов, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Федеральной службой по тарифам.

Доводы заявителя о том, что применение при расчетах за отопление Решения Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 не обеспечивает требуемого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 392 учета степени благоустроенности жилых помещений при определении количества подлежащей оплате тепловой энергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное постановление и утвержденные им Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, порядок принятия и установления нормативов потребляемых коммунальных услуг не устанавливают, а определяют порядок и условия названных услуг.

Ссылка заявителя на то, что ООО «Тепловые сети Воркуты» не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем не вправе представлять корректировку сведений о размере платы за потребленную тепловую энергию, несостоятельна, поскольку на правильность сделанного судом вывода не влияет. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам.

Доводы о наличии оснований для корректировки начисленной истцу платы за отопление согласно п.19 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г. № 307, ранее рассматривались судом первой инстанции, давшим этим доводам надлежащую правовую оценку.

Произведя расчет по формуле, установленной п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам «О порядке предоставления коммунальных услуг», суд правильно указал, что при имеющихся данных корректировка будет проведена в сторону увеличения платежей, что невыгодно для истца.

Доводы заявителя о том, что использованные судом при исчислении суммы корректировки данные, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», не являются допустимым доказательством по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о допустимости доказательств действующим процессуальным законодательством отнесен к компетенции суда, и решен судом на основании полной и всесторонней оценки материалов дела в их совокупности. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам.    

 При установленных по делу фактических обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении данного спора, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований. Начисление истцу сумм оплаты за отопление в спорный период производилось в точном соответствии с установленными тарифами и действовавшим в тот период нормативом расхода тепловой энергии на отопление.

                 С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

                 В соответствии со ст. 6 ФЗ № 184-ФЗ от 26.12.2005 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

Постановлением Правительства РК от 15.02.2006 года №  25 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Предельные индексы максимально возможного изменения размера платы населения только за отопление не установлены.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова Ю.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Л. Теплякова 

Судьи Н.Е.Белов

                                                                                                 А.В. Юдин                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

33-4130/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов Ю.А.
Ответчики
ОАО Коми энергосбытовая компания
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Белов Н Е
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
16.08.2010Передано в экспедицию
16.08.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2010Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее