Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-253/2021 ~ М-132/2021 от 09.02.2021

26RS0020-01-2021-000396-94

№2-253/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулева И.А.,

при секретаре судебного заседания Маковой Т.В.,

с участием:

представителя истца – старшего помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО9,

ответчика ССП,

представителя ответчиков КЕН, СВА, ССП, ТАА, ЯВЮНВИ, действующего на основании доверенности №<адрес>7 от 19.03.2021 года,

представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Сурковой М.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КЕН, СВА, ССП, ТАА, ЯВЮ, администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным образование земельных участков, снятии их с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записей о регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СВА о признании незаконным образование земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности, в котором указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных в том числе дренажных, вод.

Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером

08 июля 2019 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 282 м2.

В государственном водном реестре с кодом 06020000612008100002600 зарегистрирован водный объект – река Неволька, проток реки Кубань, водохозяйственный участок: 06.02.00.006 - Кубань от г. Невинномысска до г. Армавир без р. Уруп, длина водотока составляет 14 км, форма собственности – Российская Федерация (федеральная), в связи с чем в силу части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ ширина береговой полосы реки Неволька составляет 20 м.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером в существующем виде образован и поставлен на государственный кадастровый учет, а равно передан в частную собственность в нарушение требований пункта 8 статьи 27 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ.

Нахождение береговой полосы в собственности частного лица нарушает права неопределенного круга по использованию водного объекта, а также ее береговой полосы, а также законные интересы Российской Федерации на право владения, что в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Просил суд:

        1. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

        2. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

        3. Признать отсутствующим право собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К» (запись о регистрации права собственности от 08.07.2019 ).

        4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Также в суд поступило исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЯВЮ о признании незаконным образование земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности, в котором указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных в том числе дренажных, вод.

Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером .

10 октября 2019 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е.

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 165 м2.

Просил суд:

        1. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е.

        2. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е.

        3. Признать отсутствующим право собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е (запись о регистрации права собственности от 10.10.2019 ).

        4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е..

Также в суд поступило исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ССП о признании незаконным образование земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности, в котором указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных в том числе дренажных, вод.

Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером .

17 апреля 2019 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 399 м2.

Просил суд:

1. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а».

        2. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а».

        3. Признать отсутствующим право собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а».

Также в суд поступило исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КЕН о признании незаконным образование земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности, в котором указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных в том числе дренажных, вод.

Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером .

01 июня 2018 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 225 м2.

Просил суд:

1. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж».

        2. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж».

        3. Признать отсутствующим право собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж» (запись о регистрации права собственности от 01.06.2018 ).

4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж».

Кроме того, в суд поступило исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТАА о признании незаконным образование земельных участков, снятии их с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности, в котором указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных в том числе дренажных, вод.

Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельного участка с кадастровым номером и .

13 сентября 2018 и 09 октября 2020 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи и соответственно о регистрации права собственности ТАА на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства» и , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельные участки с кадастровыми номерами и частично расположены в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 18 м2 и 18 м2 соответственно.

Просил суд:

1. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

        2. Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

        3. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

        4. Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

        5. Признать отсутствующим право собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

        6. Признать отсутствующим право собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

        7. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

        8. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

Определением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 05.04.2021 года гражданские дела по искам Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к ТАА, ЯВЮ, ССП, СВА, КЕН о признании незаконным образование земельных участков, снятии их с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записей о регистрации права собственности объединены в одно производство с присвоением объединенному делу .

Определением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 05.04.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Кубанское бассейновое водное управление.

Определением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12.05.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Определением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 07.07.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ГКУ Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края».

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. В дополнение пояснил, что в ходе судебного рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что в государственном водном реестре с кодом 06020000612008100002600 зарегистрирован водный объект – река Неволька, проток реки Кубань, водохозяйственный участок: 06.02.00.006 - Кубань от г. Невинномысска до г. Армавир без р. Уруп, длина водотока составляет 14 км, форма собственности – Российская Федерация (федеральная), в связи с чем в силу части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ ширина береговой полосы реки Неволька составляет 20 м.

Частями 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.

В границах спорных земельных участков, право собственности, на которые зарегистрировано за ответчиками, находится часть береговой полосы реки Неволька, т.е. земельный участок частично образован в береговой полосе указанного водного объекта, которая в силу приведенных норм водного законодательства является территорий общего пользования.

Факт образования земельного участка в береговой полосе реки Неволька подтверждается заключением кадастрового инженера ШАВ, что также отражено в графическом плане расположения земельного участка, прилагаемого к заключению, которому судом в совокупности с представленными иными доказательствами дана надлежащая правовая оценка.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков, в том числе не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.

Положениями части 12 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ) закреплено, что земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе, водные объекты, отчуждению (приватизации) не подлежат.

Также, запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы установлен частью 8 статьи 27 ЗК РФ.

Факт регистрации права собственности на соответствующую часть земельного участка, занимаемого береговой полосой водного объекта, находящегося в федеральной собственности, противоречит требованиям части 8 статьи 27, части 12 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ.

Кроме того, факт обременения указанного земельного участка водоохранной зоной и прибрежной защитной полосой реки Неволька, являющихся зонами с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), устанавливаемыми в соответствии с требованиями земельного законодательства, подтверждается экспертным заключением специалиста (инженера-землеустроителя, кадастрового инженера) МАГ, представленного представителем ответчика НВИ

Согласно указанному выше заключению МАГ в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о координатах поворотных точек границ ЗОУИТ – объекта с учетным № 26.15.2.155 (реестровый № 26:15-6.178 – водоохранная зона реки Неволька) и объекта с учетным № 26.15.2.122 (реестровый № 26:15-6.59 – прибрежная зона реки Неволька).

В силу положений статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта), в границах которых устанавливаются прибрежные защитные полосы (чч. 1 и 2).

Таким образом, внесение в ЕГРН сведений о ЗОУИТ - водоохранной зоны реки Неволька, свидетельствует об установленной границе водного объекта, координаты которой являются отправными для установления такой зоны, в состав которой также входит прибрежная защитная полоса.

Как следует из приложенных к заключению МАГ схемам спорный земельный участок обременен ЗОУИТ - водоохранной зоной реки Неволька, равной 100 м., ее прибрежной полосой, равной 50 м., а также частично расположен в границах береговой полосы указанного водного объекта.

Доводы представителя ответчика – НВИ о протяженности водного объекта опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями, полученными из министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 01.06.2021 № 03/4-5310 о произведенной до принятия судом решения по существу корректировке описания местоположения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Невольки, данные о которой внесены в ЕГРН, что подтверждается информаций Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 03.06.201 № исх/010591, также имеющейся в материалах гражданского дела.

    Таким образом, спорные земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет в нарушение запрета, установленного статьями 27, 85 ЗК РФ, статьи 28 Закона № 178-ФЗ, статей 5, 6, 8 ВК РФ.     

Нахождение в частной собственности береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для передвижения граждан около водных объектов общего пользования, использования водного объекта для личных и бытовых нужд со стороны собственника влечет за собой нарушение законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам. Просит удовлетворить требования в полном объеме.

Ответчик ССП в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что не доказан факт того, что Неволька является речкой.

Ответчики КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВА, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, не известили о причинах неявки, об отложении не ходатайствовали. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчиков КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВА

В материалах дела имеются отзывы ответчиков ССП, КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВА на исковое заявление, в которых указано, что они считают исковые требования не мотивированными, не соответствующими нормам материального права и не подлежащими удовлетворению. Истец в обоснование вышеуказанного искового требования указывает на то, что в государственном водном реестре с кодом 06020000612008100002600 зарегистрирован водный объект - река Неволька, проток реки Кубань, водохозяйственный участок: 06.02.00.006 - Кубань от г. Невинномысска до г. Армавир без р. Уруп, длина водотока составляет 14 км, форма собственности РФ, в связи с чем, в силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ ширина береговой полосы реки Неволька составляет 20 метров. Истцом представлено заключение кадастрового инженера, согласно которого земельные участки ответчиков частично расположены в границах береговой полосы реки Неволька. Они не согласны с вышеуказанным обоснованием искового требования, так как доводы истца не соответствуют действительности и материальным нормам права регулирующим данные правоотношения, по следующим причинам. Ссылаясь на нормы закона, полагают, что истцом в материалы дела представлены сведения из государственного водного реестра письмом Кубанским бассейновым водным управлением, Отделом водных ресурсов по Ставропольскому краю № 07-12/492 в отношении водного объекта - Неволька являющейся протоком реки Кубань. К вышеуказанному письму, сведения из государственного водного реестра приложено приложение 2.4.2. Зоны с условиями их использования (форма 2.14-гвр), согласно которого исходит: Водный объект является протоком реки Кубань, для которого установлен статус охранной зоны: зона затопления документом от 16.09.2019 года № 255 (обратной силы не имеет и не может распространяться на правоотношения возникшие ранее), (статус охранной зоны установлен значительно позднее чем в ЕГРН внесена запись о регистрации земельных участков ответчиков). Также в вышеуказанном приложении к выписке из государственного водного реестра указан режим охраны: в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления устанавливаются ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ установлены следующие ограничения: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Каких- либо других ограничений (в том числе по ширине береговой полосы), согласно представленной выписки из государственного водного реестра в отношении водного объекта Неволька - проток реки Кубань, не установлено. Считают, что фактическими вышеуказанными обстоятельствами подтверждается, что Неволька - проток реки Кубань, является водоотводным каналом, созданным для предотвращения негативных последствий наводнений или паводков, в случае поднятия уровня воды в реке Кубань, проток Неволька призван отводить излишнюю часть воды.

Ссылаясь на нормы закона, указывают, что местоположение береговой линии (границы водного объекта) в отношении спорного водного объекта Неволька - протока реки Кубань, не определены в установленном выше порядке. Сведений о границах водного объекта Неволька - проток реки Кубань не содержатся в представленной выписке из государственного водного реестра, нет таковых сведений у соответчика органа местного самоуправления, и не содержится в ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края. Таким образом, полагают, что представленное истцом заключение кадастрового инженера А.В. Шевченко не может быть принято как надлежащее доказательство, так как невозможно определить ширину береговой полосы, если в установленном порядке не определены границы водного объекта Неволька - проток реки Кубань (фактически нет точек отсчёта). Указывают, что истец в обоснование своих требований представил заключение кадастрового инженера А.В. Шевченко, в котором определялись координаты характерных точек земельных участков ответчиков и водного объекта Неволька - проток реки Кубань. В то же время в материалы дела истцом не представлено доказательств наличия лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности. Полагают, что истцом неправильно выбран способ защиты права, поскольку земельные участки ответчиков образовались после издания соответствующего нормативного акта органом местного самоуправления - администрации Кочубеевского района. Порядок предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, предусмотрен 22 Главой КАС РФ. Ответчики обосновано полагают, что без оспаривания нормативного акта органа местного самоуправления в отношении образования их земельных участков, в порядке предусмотренном 22 Главы КАС РФ, незаконно подавать исковое заявление, в общем порядке, о признании образования земельного участка незаконным. В то же время, по их мнению, предусмотренный срок для оспаривания нормативного акта органа местного самоуправления, в настоящее время истёк. Так же обращают внимание суда, на тот факт, что сделки по приобретению земельных участков не признавались недействительными или незаконными. Ссылаясь на нормы закона, указывают, что предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Полагают, что иск о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения. Считают, что возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. В соответствии с вышеизложенным и так как истец не является собственником спорных земельных участков, соответственно и обращаться в суд с требование признания права собственности отсутствующим не имеет права. Остальные исковые требования истца являются производными от указанных выше требований и на суть спорных правоотношений не влияют.

Представитель ответчиков ССП, КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВАНВИ в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил суду, что указывается на частичное пересечение береговой полосы общего пользования водного объекта с земельным участками ответчиков. Иск о признании отсутствующим права собственности полностью незаконный, так как пересечение частично.

Не установлена точная и фактическая граница пересечения (или не пересечения) 20-метровой береговой полосы и земельных участков ответчиков. Нельзя полностью лишить права собственности на весь земельный участок. В материалах дела за все судебные заседания определялась только длина этого водного объекта в экспертных заключениях, но саму береговую полосу, границу водного объекта не определяли. В материалы дела не представлялось документов указывающих на границы водного объекта береговую полосу.

В соответствии с п. 4.1. ст. 5 Водного кодекса РФ - Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. N377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями по решению такого органа, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

На основании пункта 14 Правил определено, что - местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

В отношении спорного водного объекта Неволька проток реки Кубань, местонахождение береговой полосы (границы водного объекта) в установленном порядке, не определялось.

В целях сбора доказательств и установления фактических обстоятельств обратился к специалисту - кадастровому инженеру обладающему специальными познаниями в области предмета судебного разбирательства по делу ИП МАГ.

По условиям заключённого договора подряда между НВИ и кадастровым инженером МАГ осуществлена подготовка заключения специалиста землеустроителя по вопросу определения протяжённости водного объекта, для которого в ЕГРН установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса с номерами 26.15.2.155 и 26.15.2.59.

Согласно заключения специалиста-эксперта кадастрового инженера МАГ длина водного объекта - Неволька, проток реки Кубань, составляет по правому берегу 9839,42 м., и по левому берегу 9642,42 м. Длина водного объекта менее 10 километров и применять в этих правоотношениях 20-ти метровую береговую линию неправомерно. Заключением специалиста-эксперта кадастрового инженера МАГ фактически установлено, что длина водного объекта - Неволька, проток реки Кубань составляет менее 10 км.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ - Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Вышеуказанное заключение специалиста-эксперта кадастрового инженера МАГ вместе с дополнениями к отзыву приобщено к материалам дела как доказательство.

Действующие нормы материального права РФ не содержат не единой нормы позволяющей признавать право собственности отсутствующим, только на основании факта установления водоохранной зоны применительно к водному объекту.

Действующие нормы права ни коим образом не ограничивают право собственности на земельные участки, находящиеся в пересечении с водоохранной зоной. Собственники таковых земельных участков имеют право в полной мере распоряжаться принадлежащими им земельными участками.

В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления от 29.04.2010 N 10/22).

Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).

Иск о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения. Он не может заменять виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 19-КГ15-47).

Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).

Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушенное право Истца (в чьих интересах он действует) не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из обоснования заявленных межрайонным природоохранным прокурором требований по настоящему делу юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлись выяснение точных границ водных объектов и их береговой полосы, установление факта включения водных объектов в спорный земельный участок, а также проверка документально подтвержденных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке.

В данном споре эти обстоятельства выяснены не были.

Поскольку из материалов дела усматривается, что земельный участок, законность формирования и оборота которого оспаривается межрайонным природоохранным прокурором, перешел в собственность ответчиков по сделке с другим физическим лицом, то есть Российская Федерация не являлась стороной этой сделки, а предъявленный иск направлен на возвращение в федеральную собственность земельных и водных объектов, находящихся во владении и пользовании ответчиков, суду надлежало вынести на обсуждение сторон вопрос о рассмотрении настоящего спора на основании статей 301,302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума № 10/22 спор о возврате имущества вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.

Способ защиты права выбран ненадлежащий. Сделки не были признаны никем недействительными. Исковые требования в данной части тоже полагают необоснованными.

07.06.2021 г. истцом представлено письмо Минприроды по СК, в котором указано, что проведена корректировка описания местоположения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, согласно которой длинны реки Неволька на территории СК по правому берегу составляет 11047м, по левому берегу 11222м. Обращает внимание суда на то, что данная корректировка произведена 07.06.2021 года. На момент заключения сделок ответчиков данной информации не было. Данного обременения не было. Ограничения не распространяются на правоотношения возникшие ранее. Считают так же что истцом пропущен срок исковой давности, так как земельный участок, из которого образованы все эти земельные участки ответчиков, он был образован, согласно постановления администрации Кочубеевского района и запись была внесена 28.03.2017 года. На момент подачи исков срок исковой давности был пропущен. На основании данных возражений полагают о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме по всем ответчикам.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Суркова М.В. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Кубанского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю, ГКУ СК «Земельный фонд Ставропольского края», извещенные о судебном заседании надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания не ходатайствовали, в материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности пришел к следующему.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья часть 1): владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, части 2 и 3).

На основании статьи 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по использованию и охране водных объектов применяется водное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли водного фонда. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 ЗК РФ).

В пункте 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации дается понятие водному объекту, который представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

По смыслу статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и пруды.

В силу статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.ч. 1 и 2).

Частями 6 и 8 статьи 6 ВК РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять только Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

На основании ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Как установлено в судебном заседании, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой, во исполнении пункта 8 плана работы межрайпрокуратуры на второе полугодие 2020 года, проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов, в том числе при сбросе сточных, в том числе дренажных, вод. Проверкой выявлены нарушения водного и земельного законодательства при образовании земельных участков с кадастровыми номерами

08 июля 2019 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 282 м2.

10 октября 2019 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский муниципальный район, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес>Е.

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 165 м2.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером площадью 400 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «а».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 399 м2.

13 сентября 2018 года и 09 октября 2020 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи и соответственно о регистрации права собственности ТАА на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства» и , площадью 591 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: Российская Федерация, <адрес> «И».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельные участки с кадастровыми номерами частично расположены в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 18 м2 и 18 м2 соответственно.

01 июня 2018 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> «Ж».

Согласно заключению кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы реки Неволька, площадь пересечения составляет 225 м2.

В судебном заседании представителем истца предоставлены сведения о том, что была проведена корректировка описания местоположения границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, согласно которой длина реки Неволька на территории Ставропольского края по правому берегу составляет 11 047 м, по левому берегу – 11 222 м. Откорректированные материалы направлены министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, где внесены соответствующие изменения.

Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

При этом, в соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Таким образом, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что в государственном водном реестре с кодом № 06020000612008100002600 зарегистрирован водный объект - река Неволька, проток реки Кубань, водохозяйственный участок: 06.02.00.006 - Кубань от г. Невинномысска до г. Армавир без р. Уруп, длина водотока составляет 14 км, форма собственности РФ, в связи с чем, в силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ ширина береговой полосы реки Неволька составляет 20 метров, поэтому доводы представителя ответчиков – НВИ о том, что береговая полоса реки Неволька составляет менее 20 м, являются несостоятельными.

Кроме того, факт обременения указанного земельного участка водоохранной зоной и прибрежной защитной полосой реки Неволька, являющихся зонами с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), устанавливаемыми в соответствии с требованиями земельного законодательства, подтверждается экспертным заключением специалиста (инженера-землеустроителя, кадастрового инженера) Макаренко П.Г., представленного представителем ответчиков НВИ

Согласно заключению Макаренко П.Г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о координатах поворотных точек границ ЗОУИТ – объекта с учетным № 26.15.2.155 (реестровый № 26:15-6.178 – водоохранная зона реки Неволька) и объекта с учетным № 26.15.2.122 (реестровый № 26:15-6.59 – прибрежная зона реки Неволька).

В силу положений статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта), в границах которых устанавливаются прибрежные защитные полосы (чч. 1 и 2).

Следовательно, внесение в ЕГРН сведений о ЗОУИТ - водоохранной зоны реки Неволька, свидетельствует об установленной границе водного объекта, координаты которой являются отправными для установления такой зоны, в состав которой также входит прибрежная защитная полоса.

Из приложенных к заключению МАГ схемам следует, что спорные земельные участки обременены ЗОУИТ - водоохранной зоной реки Неволька, равной 100 м., ее прибрежной полосой, равной 50 м., а также частично расположены в границах береговой полосы указанного водного объекта.

Доводы представителя ответчиков – НВИ о протяженности водного объекта опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями, полученными из министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 01.06.2021 № 03/4-5310 о произведенной до принятия судом решения по существу корректировке описания местоположения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Невольки, данные о которой внесены в ЕГРН, что подтверждается информаций Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 03.06.2021 № исх/010591, также имеющейся в материалах гражданского дела.

    Таким образом, спорные земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет в нарушение запрета, установленного статьями 27, 85 ЗК РФ, статьи 28 Закона № 178-ФЗ, статей 5, 6, 8 ВК РФ.     

Согласно статье 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Вопреки доводам представителя ответчиков НВИ, спорные земельные участки в существующем виде образованы и поставлены на государственный кадастровый учет, а равно переданы в частную собственность в нарушении требований пункта 8 статьи 27 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ.

В силу части 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Согласно части 2 указанной статьи на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации). Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с указанными нормами права, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 года № 15248/10 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2014 года № 308-ЭС14-1974, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 20 февраля 2018 года № 5-КГПР17-252 указывает, что согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, постольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

Таким образом, береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс, следовательно, береговая полоса в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации независимо от государственной регистрации права.

В связи с чем, нахождение береговой полосы в собственности частного лица нарушает права неопределенного круга по ее использованию, а также законные интересы Российской Федерации на право владения, что в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, в собственности ответчиков в границах участков незаконно находится часть береговой полосы реки Неволька, что свидетельствует о том, что интересы Российской Федерации нарушены, а потому избранный прокурором способ защиты нарушенного права соответствует материальному закону, в данном случае восстанавливает нарушенное право как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц с учетом требований закона об общедоступности водных объектов и специфики правоотношений, исключающей возможность владения ими иными лицами.

Принимая во внимание, что нахождение водных объектов общего пользования, предназначенных для использования в личных и бытовых целях, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств, на праве собственности и возможность их дальнейшего произвольного использования со стороны ответчиков влечет за собой нарушение экологических прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, суд приходит к выводу о том, что земельные участки, расположенные частично в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, образованы с нарушением запретов, установленных нормами природоохранного, земельного и водного законодательства, в связи с чем, сведения о спорных участках, исходя из ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости ввиду прекращения существования указанного объекта недвижимости.

Установив обоснованность требований истца о признании незаконным образования земельных участков с кадастровыми номерами , исключении записи государственного кадастрового учета о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости, суд признает отсутствующим право собственности ответчиков ССП, КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВА на спорные земельные участки и принимает решение о снятии вышеуказанных земельных участков с кадастрового учета в ЕГРН.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса. При этом, согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В судебном заседании установлено, что о нарушении прав неопределенного круга по использованию территории общего пользования - береговой полосы, а также законных интересов Российской Федерации на право владения такой полосой, стало известно в результате проверки Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной в период с сентября по декабрь 2020 года. Ранее в прокуратуру информация о нарушении чьих-либо прав образованием рассматриваемого земельного участка не поступала. В связи с чем, доводы представителя ответчиков – НВИ в данной части необоснованны.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд не взыскивает государственную пошлину с ответчиков, поскольку в силу п. 19 ч. 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ (государственные органы, органы местного самоуправления), выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 300 рублей. Истец Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, а также ответчик администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. В связи с чем, на основании изложенного, с ответчиков ССП, КЕН, ЯВЮ, ТАА, СВА подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к КЕН, СВА, ССП, ТАА, ЯВЮ, администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным образование земельных участков, снятии их с кадастрового учета, признании отсутствующим право собственности, исключении из ЕГРН записей о регистрации права собственности - удовлетворить.

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Ж».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Ж».

Признать отсутствующим право собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория — земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Ж» (запись о регистрации права собственности от 01.06.2018 года ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности КЕН на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Ж».

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Е».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Е».

Признать отсутствующим право собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером площадью 223 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Е» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ЯВЮ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 223 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «Е».

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «А».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «А».

Признать отсутствующим право собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером 26, площадью 400 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «А» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ССП на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «А».

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Признать отсутствующим право собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности СВА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 422 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «К».

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Признать отсутствующим право собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 591 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Признать отсутствующим право собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И» (запись о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ТАА на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, сельское поселение Барсуковский сельсовет, <адрес> «И».

Взыскать с КЕН, СВА, ССП, ТАА, ЯВЮ, в доход бюджета Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края госпошлину в размере 300 (триста) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.

Судья      И.А. Рулев

Мотивированное решение составлено 17 августа 2021 года.

2-253/2021 ~ М-132/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Сорокин Сергей Петрович
Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края
Крикунова Екатерина Николаевна
Титаренко Александр Анатольевич
Якимов Виталий Юрьевич
Смирнов Владимир Анатольевич
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Никтин Владислав Игоревич
Кубанское бассейновое водное управление
ГКУ Ставропольского края "Земельный фонд Ставропольского края"
Суд
Кочубеевский районный суд Ставропольского края
Судья
Рулев Игорь Анатольевич
Дело на странице суда
kochubeevsky--stv.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Подготовка дела (собеседование)
01.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2021Предварительное судебное заседание
23.03.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Предварительное судебное заседание
20.04.2021Предварительное судебное заседание
28.04.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2021Предварительное судебное заседание
29.06.2021Предварительное судебное заседание
07.07.2021Предварительное судебное заседание
07.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021Дело оформлено
13.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее