Дело № 2-1758/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2015 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисова Р.М.,
с участием представителя истцов Гилязовой Н.В.., действующей по доверенности №Д-1283 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Байбурина Р.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Маргамовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Каюмова Р.Р., действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Каюмова Р.Р., Каюмовой С.А., Каюмовой Р.Р., Каюмовой Р.Р. к Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконными действий по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Каюмов Р.Р., действующий за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Каюмова Р.Р., Каюмова С.А., Каюмова Р.Р., Каюмова Р.Р. обратились в суд с иском к Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконными действий по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в их <адрес>-квартирного дома по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого квартира была полностью уничтожена. Данный факт подтверждается постановлением старшего дознавателя ОНД <адрес> РБ майора вн. Службы Гончар Е.В. от 04.06.2013г. Другого жилья у них не имеется.
С ДД.ММ.ГГГГ Каюмов Р.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует справка № от 17.06.2013г.
Истец просит признать незаконными бездействия Администрации ГП Чишминского поселкового совета по непредставлению жилого помещения вне очереди Каюмову Р.Р. и членам его семьи. Обязать Администрацию Городского поселения Чишминского поселкового совета предоставить вне очереди Каюмову Р.Р., Каюмову Р.Р., Каюмовой С.А., Каюмовой Р.Р., Каюмовой Р.Р. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,1 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам по договору социального найма. Взыскать с Администрации Городского поселения Чишминского поселкового совета в пользу Каюмова Р.Р., а также в интересах несовершеннолетнего Каюмова Р.Р. расходы на удостоверение доверенности в сумме 1 700 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в сумме 600 руб., компенсацию морального вреда в пользу Каюмова Р.Р. в размере 100 000 руб., в пользу Каюмовой С.А. в размере 100 000 руб., в пользу Каюмовой Р.Р. в размере 100 000 руб., в пользу Каюмовой Р.Р. в размере 100 000 руб.
Истцы Каюмов Р.Р., действующий за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Каюмова Р.Р., Каюмова С.А., Каюмова Р.Р., Каюмова Р.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От них имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
В судебном заседании представитель истцов Гилязова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Байбурин Р.В., действующий по доверенности, с иском не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Исходя из ст. 1,2 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище и в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными ЖК РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции. (Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.1, ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГг., выданной Администрацией Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Каюмов Р.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 50 минут в <адрес> гр. Рахматуллина Р.Г. пятиквартирного жилого <адрес> РБ произошел пожар. В результате пожара полностью уничтожена <адрес>,2,3,4,5 жилого дома вместе с домашним имуществом. Причина пожара- неисправность линии электропередач.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО « Жилсервис», по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы: Каюмов Р.Р., Каюмов Р. Р., Каюмова С.А., Каюмова Р.Р. Р., Каюмова Р.Р. Р.
Таким образом, истцы лишились жилья и являются нуждающимися в получении жилья во внеочередном порядке.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57,ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13,ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК Российской Федерации) или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), судам - надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того числа комнат в коммунальной квартире.
Положениями ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из правоотношений, регулируемых жилищном законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по впадению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав. их судебной защитой, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1).
На основании п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Требования вышеуказанных норм ответчиком были грубейшим образом нарушены, на сегодняшний день право истцов на получение жилья по договору социального найма вне очереди не реализовано.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В ст.1 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» дано определение понятия «социальная норма площади жилья», которое также нашло свое отражение и в других актах жилищного законодательства.
Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на
одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций
(субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
В частности, в целях совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектам РФ из федерального бюджета, Постановлением Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему жилья и коммунальных услуг на 2002 год" от ДД.ММ.ГГГГ № установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размере 22 процентов. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
Таким образом, ответчик Администрация Городского поседения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязана предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилье площадью не менее 42 кв.м. общей жилой площади.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской федерации, казны субъекта российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности) или нарушающими его личные неимущественные права (право пользования своим именем, право авторства) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
Поскольку истцами суду не были представлены доказательства о причинении бездействием ответчика морального вреда, суд в данной части в удовлетворении исковых требований отказывает.
В соответствии с требованиями ст.112 КАС ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом сложности дела и длительности рассмотрения, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан расходы по оплате услуг представителя в размере 12 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С ответчика Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу истца Каюмова Р.Р. подлежат взысканию расходы по оформлению доверенности в размере 1700 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Каюмова Р.Р., действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Каюмова Р.Р., Каюмовой С.А., Каюмовой Р.Р., Каюмовой Р.Р. к Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконными действий по не предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по не предоставлению жилого помещения вне очереди Каюмову Р.Р., Каюмовой С.А., Каюмовой Р.Р., Каюмовой Р.Р., Каюмову Р.Р..
Обязать Администрацию Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить вне очереди Каюмову Р.Р., Каюмовой С.А., Каюмовой Р.Р., Каюмовой Р.Р., Каюмову Р.Р. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,1 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам по договору социального найма.
Взыскать с Администрации Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Каюмова Р.Р. расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей, расходы по удостоверению доверенности в размере 1700 (одна тысяча семьсот) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей, всего взыскать 14300 (четырнадцать тысяч триста) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.М. Идрисов