Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-47/2014 от 17.02.2014

Дело № 12-47/2014

РЕШЕНИЕ

25 февраля 2014 года            город Новороссийск

Судья Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края Бокий <данные изъяты>, при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ФИО4-АЭРОСЕРВИС групп» (<адрес>) ФИО3 на постановление инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № 361, которым

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; место рождения: Российская Федерация, <адрес>, станица Ленинградская; адрес места жительства: 353912, Российская Федерация, <адрес>; место работы и должность: общество с ограниченной ответственностью «ФИО4 АЭРОСЕРВИС групп» (<адрес>), генеральный директор,

был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов) и в отношении него было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей.

На указанное постановление по делу об административном правонарушении ФИО3 подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По мнению заявителя жалобы, он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу чего в его действиях отсутствует состав соответствующего административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель и его защитник ФИО6 поддержали требования, изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Представитель административного органа - инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу <адрес> - ФИО7 - просила оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав доводы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитника, представителя административного органа, нахожу жалобу на постановление по делу об административном правонарушении обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из имеющихся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и решения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «ФИО4-АЭРОСЕРВИС групп» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Общество), ФИО3 является лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа Общества (генеральным директором).

Из содержания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут при проверки административным органом деятельности Общества по адресу: <адрес>, офис 241, установлено, что Обществом была принята денежная сумма в размере <данные изъяты> копеек за продажу билета в соответствии с агентским соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № 105/12, которая была оприходована и внесена в кассовую книгу, но не зачислена на специальный банковский счет Общества в связи с отсутствием последнего и не внесена в отдельную кассовую книгу для учета наличных денег.

Между тем в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители организаций подлежат административной ответственности как должностные лица (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон о платежных агентах), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Субъектом указанного административного правонарушения является платежный агент, под которым в соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 2 Закона о платежных агентах понимается юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, выступающие либо в качестве оператора по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц), либо в качестве платежные субагенты (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с операторами по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Частью 1 статьи 3 Закона о платежных агентах установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательств перед поставщиком по оплате товаров, работ и услуг, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме от физических лиц денежных средств по обязательствам, которые возникают безо всякого участия самого платежного агента; при этом платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, за исключением приема и передачи денежных средств.

Иное (расширительное) истолкование указанных правовых норм распространяло бы специальный правовой режим платежных агентов на всех без исключения лиц, действующих в качестве агентов по агентским договорам и принимающих денежные средства от физических лиц для последующей их передачи принципалу, хотя бы их деятельность не ограничивается и не связана исключительно с приемом денежных средств от физических лиц, а сам прием денежных средств от физических лиц обусловлен исключительно исполнением обязательств по договорам, заключенным от имени и по поручению принципала в соответствии с агентскими договорами.

Из материалов дела следует, что прием от физического лица денежной суммы за оформление билета осуществлялся Обществом в соответствии с агентским соглашением № 105/12, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Обществом (агент) и открытым акционерным обществом «Аэрофлот - Российские авиалинии» (принципал) (далее - агентское соглашение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала; по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки; п

о сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии с агентским соглашением № 105/12, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между открытым акционерным обществом «Аэрофлот - Российские авиалинии» (<адрес>) (перевозчик) и Обществом (агент) Общество оказывает от имени и за счет перевозчика услуги по бронированию, оформлению и продаже пассажирских авиаперевозок на регулярных рейсах перевозчика, а также других авиакомпаний с использованием перевозочных документов перевозчика (пункт 1 агентского соглашения); деятельность Общества направлена на предоставление пассажиру действительных перевозочных документов (заключение договора воздушной перевозки) и продажу дополнительных услуг (пункт 3.1 агентского соглашения); Общество перечисляет перевозчику полученные суммы за авиаперевозки за вычетом причитающегося ему агентского вознаграждения на расчетный счет перевозчика; взаиморасчеты с пассажиром за дополнительные информационные, консультативные и сервисные услуги Общество осуществляет самостоятельно (пункты 5.1, 5.2, 5.4 агентского соглашения).

Помимо прав и обязанностей, установленных указанным агентским договором, в отношении Общества как агента воздушного перевозчика действующее законодательство содержит императивные правовые нормы, устанавливающие дополнительные права и обязанности: получение от пассажира с ограничениями жизнедеятельности сведений о такого рода ограничениях в целях обеспечения пассажиру соответствующих условий воздушной перевозки (пункты 1, 2, 3 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации); бронирование пассажирского места и предоставление сведений о бронировании пассажиру; предоставление пассажиру достоверной и полной информации о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другой сопутствующей информации; подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения; бронирование пассажирского места на ближайший рейс для пассажира, имеющего билет с открытой датой отправления; обеспечение бронирования на всех участках перевозки пассажира при перевозке с пересадкой (перегрузкой) пассажира (багажа); взимание провозной платы за перевозку и дополнительной платы за оказание услуг по подбору оптимального маршрута и иных условий перевозки, в том числе подбору провозной платы, в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки; предоставление пассажиру информации об условиях перевозки при оплате или оформлении перевозки; оформление перевозочных документов, в том числе маршрут/квитанции электронного билета; внесение изменений в систему бронирования в части сведений о пассажире; предупреждение пассажира о необходимости сохранять провозной документ в течение всей перевозки; внесение изменений в билет с согласия перевозчика; оказание дополнительных услуг повышенной комфортности; информирование трансферного пассажира о предполетных формальностях и требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации, которые он должен выполнить в аэропорту трансфера для дальнейшей перевозки по маршруту, а также о требованиях государственных органов в пунктах трансфера при международной перевозке; возврат провозной платы пассажиру в установленных случаях (пункты 10, 13, 15, 18, 19, 28, 29, 30, 37, 38, 51, 52, 68, 101, 116, 231 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 82).

С учетом изложенного, содержанием деятельности Общества является не собственно прием платежей от физических лиц, а заключение, изменение и расторжение договоров воздушной перевозки пассажиров и багажа, в том числе бронирование, продажа и оформление перевозочных документов, по поручению перевозчика от имени перевозчика, а также обеспечение и содействие в осуществлении перевозчиком воздушной перевозки пассажира и багажа в соответствии с законом и федеральными авиационными правилами.

При этом прием Обществом платежей от физических лиц по заключенным договорам воздушной перевозки носит вспомогательный, а не самостоятельный характер и опосредует исполнение обязательств по заключаемым Обществом от имени перевозчика договорам воздушной перевозки, а не составляет основную и единственную функцию Общества при исполнении обязательств по агентскому договору.

Общество, являясь агентом воздушного перевозчика, ни оператором по приему платежей, ни платежным субагентом не является, поскольку не осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц в качестве самостоятельной и договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с кем-либо из участников гражданского оборота не заключало.

При таких обстоятельствах ФИО3 как должностное лицо Общества не является и не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отсутствие события административного правонарушения либо отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения являются основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № 361.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое ведется в отношении ФИО3.

Настоящее решение судьи может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский суд г. Новороссийска в течение 10 (десяти) суток.

Судья       Н. М. Бокий

12-47/2014

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Затенков Виктор Валентинович
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Бокий Н.М.
Статьи

ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru
17.02.2014Материалы переданы в производство судье
25.02.2014Судебное заседание
20.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее