ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года гор. Пермь
Пермский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Малмыгина Д.В., при секретаре Лыхиной С.А., с участием представителя истца – Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Пермского края по доверенности Костаревой Л.И., ответчика Плотникова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Пермского края к военнослужащему указанного военного комиссариата <данные изъяты> Плотникову Владиславу Ивановичу о возмещении материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ Военный комиссариат Пермского края обратился с исковыми требованиями о взыскании с Плотникова *** руб.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Плотников жильем не обеспечен. В соответствии с п. 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 ему была назначена и ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилого помещения, которая выплачивается военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее – военнослужащие) не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В период с марта 2010 года по декабрь 2012 года Плотникову, по мнению истца, в счёт денежной компенсации за поднаем жилого помещения было необоснованно выплачено *** руб., поскольку он не направил в ФГКУ «Центррегионжилье» сведений о необходимости обеспечения его служебным жилым помещением, а поэтому в соответствии со ст.1102 ГК РФ указанная сумма подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала по изложенным выше основаниям.
Ответчик исковые требования не признал и пояснил, что он, будучи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, состоит в распоряжении в связи с необеспеченностью жилым помещением, жильем не обеспечен, денежную компенсацию за поднаем жилого помещения получал в установленном законом порядке, все необходимые документы для получения компенсации, в том числе и справки о нахождении в списках очередников на получение жилого помещения, выписки из приказов начальника отдела военного комиссариата Пермского края, в котором он получал компенсацию, о выплате компенсации, своевременно представлял вместе с рапортами на выплату компенсации. Переплаты компенсации за 2010 – 2012 годы допущено не было.
Руководитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, – Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», в котором военный комиссариат Пермского края стоит на финансовом обеспечении, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, военный суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Конституция Российской Федерации (ч.ч.1,3 ст. 40) закрепляет за каждым право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одной из такой категорий граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются военнослужащие.
В силу п. 3 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (далее Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909) выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Порядок организации выплаты указанной компенсации установлен, в частности, Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235.
Пунктом 14 этой Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение. Кроме того, военнослужащий принимает обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Как установлено в судебном заседании из объяснений ответчика и материалов дела, Плотников проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. С февраля 2004 года Плотников был признан нуждающимся в получении жилья от МО РФ и включен в список очередников на получение жилья. В период с марта 2010 года по декабрь 2012 года ему выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилья. На период выплаты указанной компенсации ответчик не был обеспечен служебным жилым помещением и состоял в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, что усматривается из соответствующих справок.
Каких-либо возражений относительно того, что ответчиком были соблюдены предусмотренные для выплаты компенсации требования, в том числе и по представлению необходимых документов, а также то обстоятельство, что он признан нуждающимся в жилом помещении и в период с марта 2010 года по декабрь 2012 года снимал жилье, равно как и то, что в военном комиссариате Пермского края служебного жилья не имеется, представителем истца не оспаривалось.
Кроме того, как следует из объяснений сторон, какой-либо задолженности Плотникова перед военным комиссариатом Пермского края, связанной с переплатой ему денежной компенсации за поднаём жилого помещения, не имеется, с чем согласился и представитель истца.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Плотников как военнослужащий, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не обеспеченный служебным жильем, имел право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за период с марта 2010 года по декабрь 2012 года в выплаченном ему размере.
Вместе с тем, как видно из исследованного в суде акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Пермского края № от 27 июня 2014 года, составленного по итогам проверки, проводимой в период с 17 по 28 марта и с 9 по 10 июня 2014 года сотрудниками Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ и Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ, на проверку комиссии были представленыне в полном объёме документы, необходимые для решения вопроса о выплате Плотникову компенсации. При этом каких-либо иных оснований, указывающих на неправомерность выплаты компенсации за наем жилья Плотникову, в акте комиссии не указано.
Суд считает, что данное указание комиссии носит оценочный и рекомендательный характер, о чем, по мнению суда, свидетельствует указание в абз. 2 п. 6 предложений к акту на то, что в случае несогласия с содержащимися в акте оценками, выводами и предложениями, военный комиссар может его обжаловать.
При этом, как указано выше, в военном комиссариате Пермского края служебное жилье отсутствует.
Кроме того, все необходимые для выплаты Плотникову компенсации документы, в том числе приказы начальника отдела военного комиссариата о производстве указанных выплат, – были представлены сторонами и исследованы в суде.
Что касается указанного в иске основания для взыскания с ответчика денежной компенсации, как непредставление им в «Центррегионжилье» сведений о необходимости обеспечения его служебным жилым помещением, то такого основания для отказа в выплате военнослужащему денежной компенсации за поднайм жилья приведённые выше нормативные акты не предусматривают.
В связи с изложенным, доводы иска каких-либо правовых оснований к удовлетворению требований истца не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, изложенных в акте контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Военного комиссариата Пермского края № от 27 июня 2014 года, составленного по итогам финансовой проверки, а поэтому суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, военный суд,Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Плотникову Владиславу Ивановичу о возмещении материального ущерба Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу Д.В. Малмыгин