Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2023 (2-5660/2022;) ~ М-4383/2022 от 02.08.2022

        <данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2023 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Нуждиной Н.Г.,

при секретаре Кореньковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании гражданское дело №2- 5660/22 по иску Панковой ФИО7 к ТСЖ «Городок» о перерасчете начисленной платы за коммунальные услуги, по встречному иску ТСЖ «Городок» к Панковой Любови Васильевны о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Городок» о перерасчете начисленной платы за коммунальные услуги, указав следующие обстоятельства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» между ней, как собственником (свидетельство о регистрации собственности 63 30166943) и ТСЖ «Городок» возникли обязательства ежемесячно оплачивать платежи за оказанные коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлены требования к предоставлению коммунальных услуг, однако в период с 01.04.2021г. по 28.02.2022г. предоставляемые коммунальные услуги по тепловой энергии за отопление не соответствовали этим требованиям.

Норматив расчета платы за теплоэнергию на отопление в платежных документах был незаконно завышен, что идет в разрез с нормативами потребления тепловой энергии на отопление, установленными Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. Норматив применяемый для расчета расхода теплоэнергии на отопление в платежных документах составлял 0,021 Гкал/м2, а норматив, утвержденный приказом Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> соответственно 0,0133 Гкал/м2.

В соответствии с пунктом 105 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ФИО1 обращалась с устной претензией к председателю ТСЖ «Городок» ФИО4 Ответ был получен, что расчет Норматива сделан верно. Меры со стороны председателя ТСЖ приняты не были.

После ответа председателя, ФИО1 обратилась в ГЖИ <адрес> о правомочности действий председателя ТСЖ «Городок» ФИО4,

22.07.2021г. был получен ответ от ГЖИ <адрес> исх.023173-ГИС, что в действиях ТСЖ «Городок» усматриваются признаки нарушений обязательных требований в части начисления платы за отопление в <адрес> по проспекту Кирова и в связи с этим выдано предостережение.

Действий со стороны председателя ТСЖ «Городок» на предостережение ГЖИ <адрес> никаких не последовало, начисление платы за теплоэнергию за отопление производились с завышенным нормативом и ФИО1 была вынуждена обратиться снова в ГЖИ <адрес>, ответ на обращение был получен ДД.ММ.ГГГГ исх.00921-гис, ответ заключался в том, что в отношении ТСЖ «Городок» была проведена внеплановая проверка документации №СПр-101086 от 02.11.2021г., по итогам проверки выявлены нарушения и выдано предписание об устранении нарушений в срок до 17.02.2022г.

Никаких действий со стороны председателя ТСЖ «Городок» для перерасчета норматива не последовало, но он предпринял действия другого рода – перевел всех собственников ТСЖ на прямые договоры с ПАО «Т Плюс» с марта 2022 года, сославшись на решение общего собрания.

Такого рода собрание дважды назначалось, но не состоялось по причине отсутствия кворума. При этом, он передал информацию о незаконно действующем нормативе и в ПАО «Т Плюс».

За март 2022 года были получены платежные документы от ПАО «Т Плюс» с расчетом по нормативу 0,221 Гкал/м2.

После обращения в ПАФИО3 о незаконности применения норматива за тепловую энергию на отопление в платежном документе за март 2022 года, от ПАО «Т Плюс» пришел ответ, что норматив в марте в платежных документах апреля будет пересчитан и с апреля и последующие месяцы, при расчет платы за теплоэнергию на отопление, будет применяться норматив 0,0133 Гкал/м2.

На основании изложенного, ФИО1 просила суд обязать ответчика ТСЖ «Городорк» произвести перерасчет коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативу 0,0133 Гкал/м2.

В ходе судебного разбирательства, истец ФИО1 исковые требования уточнила, просила суд обязать ответчика ТСЖ «Городок» произвести пересчет коммунальных платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативу 0.0133 и взыскать денежную сумму в размере 15 626,58 руб. На основании статьи 157 Жилищного кодекса РФ, взыскать с ТСЖ «Городок» штраф в пользу ФИО1 в размере 50% от суммы пересчета, а именно 7 813,29 руб., всего взыскать 23 439,87 руб.

В ходе рассмотрения дела, представителем ТСЖ «Городок» ФИО4 подано встречное исковое заявление, в котором он просит взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Городок» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с января 2020 года по декабрь 2020 года в сумме 10 441,31 руб., с января 2022 г. по февраль 2022 года за потребление тепловой энергии в сумме 2721,47 руб., всего за потребление тепловой энергии 13 162,78 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 526,51 руб., а всего взыскать 13 689,29 руб.

В обоснование встречных требований представитель ТСЖ «Городок» указал следующее.

ТСЖ «Городок» не устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг как за отопление, так и за потребление горячей воды.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «норматив потребления коммунальной услуги» - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

Норматив устанавливается, согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ согласно раздела 1, пункта 2 органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В <адрес> они установлены приказом министерства энергетики и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ . Эти нормативы применяются для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и иных случаях предусмотренных Постановлением.

В ТСЖ «Городок», на границе балансовой принадлежности, установлен ОДПУ потребления теплоэнергии и теплоносителя. Расчеты с исполнителем по поставке теплоэнергии и теплоносителя осуществлялись по выстеленным счетам для ТСЖ «Городок». Потребители (собственникам) ТСЖ «Городок» за потребление теплоэнергии за отопительный период оплачивали равными долями в течение года. Коэффициент потребления теплоэнергии рассчитывался исходя из показаний ОДПУ, который установлен на границе балансовой ответственности.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, раздела IV,(обязанностей исполнителя) пункта 31, подпункта ж(1) обязан «осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии...». Согласно пункта 42(1) проводить корректировки за прошедший год. Согласно выставленных счетов на оплату, ФИО1 оплачивала потребленную теплоэнергию по коэффициентам (расчётным) по ДД.ММ.ГГГГ - по 0.018 Гкал за один квадратный метр. С ДД.ММ.ГГГГ – по 0.0133 Гкал за один квадратный метр. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по 0,021 Гкал за один квадратный метр.

Согласно справке бухгалтерского учета и выставленным счетам от поставщика ТСЖ Городок потребило за отопительный период 20ДД.ММ.ГГГГ.0642 Гкал и 8151.1139 кубов теплоносителя. Для определения, сколько пошло на отопление, необходимо определить, сколько калорий пошло на ГВС. 8151.1139 * 0.068 = 554.2757 Гкал на ГВС. Следовательно, на отопление приходится 3389.0642-554.2757=2834.7885 Гкал. Следующим этапом необходимо определить сколько калорий приходится на один квадратный метр в месяц: 2834.7885 :12 :17129.1 = 0.0138 Гкал на один кв.м, в месяц.

ФИО1 в течение 2020 года ежемесячно, с января 2020 г. по декабрь 2020 года, выставлялось по расчетному коэффициенту 0.0133 Гкал. Это ниже фактического потребления согласно ОДПУ. ФИО5 необходимо доплатить (0.0138 – 0.0133 = 0.0005) за каждый квадратный метр в течение каждого месяца в году т.е., 0.005 * 100.6 = 0.5030 Гкал. ФИО1 не доплачивала ежемесячно по Гкал.

За 2020 год это составит 0.5030 * 12 = 6.0360 Гкал. Цена одной Гкал равна 1729. 84 руб., отсюда долг ФИО1 за отопление в 2020 году составляет: 6.0480 *1729.84 руб. = 10 441.31 рублей.

За 2021 год, с января по декабрь 2021 года, согласно справке бухгалтерского учета и выставленным счетам от поставщика в ТСЖ Городок, потребили за отопительный период года 4172.1821 Гкал и 9349,0988 кубов теплоносителя. Для определения, сколько пошло на отопление, необходимо определить, сколько калорий пошло на ГВС. 9349,0988 * 0.068 = 635.7387 Гкал на ГВС. Следовательно, на отопление приходится 4172.1821 -635.7387 = 3536.4434 Гкал.

Следующим этапом необходимо определить сколько калорий приходится на один квадратный метр в месяц: 3536.4434 :12 :17129.1 = 0.0138 Гкал на один кв.м, в месяц.

ФИО1 в течение января, февраля, марта 2021 года выставлялось по расчетному коэффициенту 0.0133 Гкал, Это ниже фактического потребления согласно ОДПУ. С апреля месяца 2021 года применили коэффициент 0.021. По истечению года был определен фактический средний коэффициент потребления теплоэнергии: 3536.4434 :12 :17129.1 = 0.0172. Это соответствует правильности определения коэффициента 3 месяца по 0.0133 и 9 месяцев по 0.021 ((0.0133+0.021): 2 = 0.0172) или ((0.0133*3)+(0.021*9)):12=0.0172.

Согласно решения общего собрания ТСЖ Городок от ДД.ММ.ГГГГ, с 01 марта перешли на прямые оплаты от потребителя (собственника) поставщику. Для закрытия оплаты через ТСЖ необходимо провести перерасчет за потребление теплоэнергии в 2022 году.

С января по февраль 2022 года потребили согласно счетчика ОДПУ и выставленных счетов 1182.2722 Гкал и 3139.782 кубов теплоносителя. За январь и февраль был применен коэффициент 0,021. Для определения, сколько пошло на отопление, необходимо определить, сколько калорий пошло на ГВС. 3139.782*0.068=213.5051 Гкал. На отопление приходится: 1182.2722- 213.5051=968.7671 Гкал.

На один месяц приходится потребленной теплоэнергии 968.7671:2=484.3836 Гкал.

Необходимо определить, сколько приходится на один квадратный метр:

484.3836 :17129.1=0.0283 Гкал на один квадратный метр. Это выше примененного коэффициента для оплаты потребленного тепла, выставленного ФИО1 на 0.0073 (0.0283-0.021=0.0073) Гкал. Расчет долга ФИО5 за отопление в январе и феврале 2022 года: 0.0073*100.6*2*1852.90=2721.47 рублей.

Итого за периоды, с января 2020 года по декабрь 2020 года, с января 2022 года по февраль 2022 года у ФИО1 имеется задолженность за потребление тепловой энергии в сумме 13 162 рубля 78 копеек.

В ходе судебного разбирательства представитель ТСЖ «Городок» ФИО4, в связи с обнаружением арифметической ошибки в подсчетах задолженности по отоплению в периоде с января по декабрь 2020 г., уточнил исковые требования, и с учетом уточнений просил взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Городок» задолженность по оплате коммунальных услуг с января 2020 г. по декабрь 2020 г. в сумме 1 044 руб. 13 оп., с января 2022 г. по февраль 2022 г. за потребление тепловой энергии сумме 2 721 руб. 47 коп., всего за потребление тепловой энергии 3 765 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины 526 руб. 51 коп., а всего взыскать 4 292 руб. 11 коп.

В судебном заседании истец ФИО1 первоначальные исковые требования с учетом их уточнений поддержала, дала пояснения, аналогичные иску, который просила удовлетворить. Встречный иск ТСЖ «Городок» не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на встречные требования.

Представитель ответчика ТСЖ «Городок» - ФИО4 в судебном заседании первоначальный иск не признал, пояснив, что в ТСЖ «Городок» на границе балансовой принадлежности, установлен ОДПУ потребления теплоэнергии и теплоносителя, и коэффициент потребления теплоэнергии рассчитывался исходя из показаний ОДПУ, который установлен на границе балансовой ответственности. По показаниям данного счетчика выставлялись счета на оплату тепловой энергии собственникам многоквартирного дома. Встречные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные встречному иску, который просил удовлетворить.

Представители третьих лиц ГЖИ <адрес>, ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От ГЖИ <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя жилищной инспекции.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 1 ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором..

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу ст.548 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

На основании ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В силу п. 31 Правил, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

В силу п. 33 Правил, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с п. 66 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

     В соответствии с п. п. "в, з" п. 69 Правил в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника; статьи 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов), в том числе периодичности поверки (статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.

Судом также установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ТСЖ «Городок».

Из материалов дела следует, что ФИО1 как собственнику квартиры по адресу <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась коммунальная плата по отоплению с применением коэффициента для расчета расходы теплоэнергии на отопление - 0,021 Гкал/м2, что подтверждается платежными квитанциями.

    Неоднократные требования истца о перерасчете ответчиком норматива за тепловую энергию на отопление оставлены без удовлетворения.

По данным обстоятельствам, истец обратилась в ГЖИ <адрес>, и по обращению ФИО1 была проведена документарная проверка, в ходе которой установлено следующее.

Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. (далее - Правила ), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - ГВС) размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, в соответствии с данными нормативными актами, стоимость коммунальной услуги «горячее водоснабжение» определяется исходя из количества холодной воды (куб. метр), использованной при производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и количества тепловой энергии (Гкал.), использованной на подогрев этой холодной воды.

Норматив потребления тепловой энергии установлен приказом министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 16.05.2017г. «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях».

Согласно вышеуказанного приказа, для расчета платы за горячее водоснабжение на компонент «тепловая энергия» для центральной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) с неизолированными стояками и полотенцесушителями должен применяться норматив 0,068 Гкал/куб.м.

Из анализа представленных в ходе проверки платежных документов по оплате коммунальных услуг за 2020 год, январь - сентябрь 2021 года, для расчета платы за горячее водоснабжение, на компонент «теплоноситель» применяется норматив для центральной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), с неизолированными стояками и полотенцесушителями, который составляет 0,068 Гкал/куб.м., что соответствует, требованиям приказа министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 16.05.2017г. «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях».

По вопросу начисления платы за отопление, установлено следующее:

В соответствии с п. 42(1) Правил . оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Согласно п. 42(1) Правил , при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии со cт. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям- приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно информации представленной ТСЖ «Городок» (исх. от 09.11,2021г.), многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пр-кт Кирова, <адрес> не оборудован ОДПУ тепловой энергией, в данном случае начисление платы за отопление должно производиться исходя из норматива на отопление, площадь жилого помещения и тариф на тепловую энергию.

Из анализа представленных в ходе проверки платежных документов по оплате коммунальных услуг за 2020 год, январь-сентябрь 2021 года, до апреля 2021 года начисление платы за отопление производилось исходя из норматива 0,0133 Гкал/кв.м. (в соответствии требованиям Приказа министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению»). С апреля 2021 года при начислении платы за отопление жилых помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пр-кт Кирова, <адрес> применяется норматив 0,021 Гкал/кв.м., который не соответствует Приказу министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.

В связи с чем, ГЖИ <адрес> в адрес ТСЖ «Городок» выдано предписание №СПр-101086 от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано в срок до 17.02.2022г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию <адрес> сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:

- Производить начисление платы по отоплению с апреля 2021 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пр-кт. Кирова, <адрес>, в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.    , в соответствии с нормативами установленными Приказом министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г.    №    131 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что за период с апреля 2021 по февраль 2022 начисление платы за спорное жилое помещение, находящиеся в собственности ФИО1, произведено ответчиком с нарушением действующего законодательства.

ТСЖ «Городок» при начисление платы за тепловую энергию в спорный период применял норматив 0,021 Гкал/ кв.м, что не соответствует Приказу министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. « Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».

Из материалов дела следует, что <адрес> в <адрес> общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии не оснащен, в связи с чем начисление платы за отопление должно производиться исходя из норматива 0,0133 Гкал / куб. м в соответствии с действующим нормативным документом.

В обоснование возражений относительно заявленных истцом требований, представитель ответчика при рассмотрении дела ссылался на то, что в ТСЖ «Городок» на границе балансовой принадлежности, установлен ОДПУ потребления теплоэнергии и теплоносителя, и коэффициент потребления теплоэнергии рассчитывался исходя из показаний ОДПУ, который установлен на границе балансовой ответственности.

Суд не может принять доводы стороны ответчика во внимание, поскольку надлежащего подтверждения своей позиции ТСЖ «Городок» в материалы дела не представлено.

Напротив, как установлено в ходе проводимой ГЖИ <адрес> документарной проверки, ТСЖ «Городок» было предложено предоставить перечень документов, в том числе, - информацию об установленных общедомовых приборах учета тепловой энергии (горячего водоснабжения (далее ГВС) и отопления) установленных по адресу: <адрес> (с приложением копий паспортов на них, актов ввода в эксплуатацию, актов проводившейся поверки за 2020, 2021 г. и схемы подключения ОДПУ тепловой энергии).

Как следует из материалов проверки ГЖИ <адрес>, указанные документы не представлены, и согласно информации предоставленной ТСЖ «Городок» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не оборудован ОДПУ тепловой энергии.

Таким образом, сам ответчик в ходе проверки подтвердил отсутствие в многоквартирном <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии.

Не предоставлена ответчиком информация о наличии ОДПУ в спорный период в многоквартирном <адрес>, и в ходе рассмотрения дела. Документы, предоставленные в ходе судебного разбирательства стороной ответчика, доводы представителя ТСЖ «Городок», применительно к многоквартирному дому , не подтверждают.

Следовательно, начисление платы за отопление должно было производиться истцу ФИО1, как собственнику жилого помещения в многоквартирном <адрес>, в спорный период, исходя из норматива за отопление - 0,0133 Гкал / куб. м.

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности произвести пересчет коммунальных платежей за отопление, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( по нормативу 0.0133 Гкал/куб.м ), и взыскать денежную сумму перерасчета в размере 15 626,58 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Расчет переплаченных сумм за услугу по отоплению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 15 626,58 руб., представленный истцом (является приложением к первоначальному иску), суд принимает во внимание, поскольку указанный расчет составлен арифметически верно, сопоставим с данными платежных квитанций, основан на нормах действующего законодательства, ответчиком не оспорен и в установленном порядке не опровергнут.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования об обязании ТСЖ «Городок» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании суммы переплаты, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа в порядке ст. 157 ЖК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Согласно пункту 155 (1) Правил N 354 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Соответственно, для решения вопроса о присуждении штрафа за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги в порядке части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду необходимо установить, обращался ли потребитель с заявлением о выплате штрафа, было ли принято ответчиком по обращению какое-либо решение и произведена ли потребителем оплата выставленной задолженности.

Судом установлено, что истец к ответчику с заявлением об уплате штрафа в нарушение установленного порядка не обращался.

Принимая во внимание несоблюдение истцом порядка обращения с заявлением о выплате штрафа, предусмотренного правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, предусмотренного ч.6 ст. 157 ЖК РФ.

Вместе с тем, суд полагает, что права истца могут быть восстановлены посредством взыскания штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителя, который взыскивается независимо от того, заявлялось ли такое требование потребителем.

Согласно ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу разъяснений п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 7 813,29 руб.(50% от суммы, взысканной в пользу потребителя - 15 626, 58 руб.).

Разрешая встречные требования ТСЖ «Городок» о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг с января 2020 г. по декабрь 2020 г. в сумме 1 044 руб. 13 коп., с января 2022 г. по февраль 2022 г. за потребление тепловой энергии сумме 2 721 руб. 47 коп., всего за потребление тепловой энергии 3 765 руб. 60 коп., суд не усматривает оснований для их удовлетворения.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Постановлением Правительства РФ от дата N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг.

В соответствии с п. 67 названных Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с подп. "в", "ж", "з" п. 69 названных Правил, платежный документ должен содержать: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Таким образом, в случае корректировки суммы оплаты за коммунальную услугу, она подлежит включению в платежный документ, выставляемый лицу, являющемуся собственником помещения в момент формирования начислений и проведения корректировки, как обязанному нести бремя содержания жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, все суммы, выставленные ФИО1 в платежных документах, в указанный во встречном иске период, ею были оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными документами, квитанциями об оплате этих документов. Представитель ТСЖ «Городок» подтвердил, что те суммы, которые были указаны в платежных документах, были оплачены ФИО5 Иных сумм в платежном документе, ей не выставлялось.

Кроме того, та сумма, которая, по мнению истца по встречному иску, является задолженностью ФИО1, складывается в результате того, что ФИО5. в спорные периоды выставлялись к оплате суммы по расчетному коэффициенту 0,0133 Гкал, что является ниже фактического потребления согласно ОДПУ, и эта разница подлежит доплате истцом.

Вместе с тем, как установлено судом, в ходе рассмотрения дела не установлено наличия ОДПУ в спорный период в многоквартирном <адрес>, следовательно, начисление платы за отопление должно было производиться истцу ФИО1, как собственнику жилого помещения в многоквартирном <адрес>, в спорный период, исходя из норматива за отопление - 0,0133 Гкал / куб. м.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по оплате коммунальной услуги, суд не усматривает, следовательно, встречные требования ТСЖ «Городок» удовлетворению не подлежат.

     В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, с ответчика ТСЖ «Городок» в доход бюджета городского округа Самара подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 625 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    Исковые требования Панковой ФИО8 к ТСЖ «Городок» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании денежной суммы, штрафа - удовлетворить.

Обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчет Панковой ФИО9 платы за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива 0,0133 Гкал/м2.

Взыскать с ТСЖ «Городок» (ИНН 6319127450    ) в пользу Панковой ФИО10 (.) переплату за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 626, 58 руб., штраф в сумме 7 813,29 руб., а всего взыскать <данные изъяты>

В удовлетворении встречного иска ТСЖ «Городок» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребление тепловой энергии - отказать.

Взыскать с ТСЖ «Городок» государственную пошлину в доход бюджета городского округа Самара в размере 625 (шестьсот двадцать пять) руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Разъяснить, что мотивированное решение суда будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: <данные изъяты> Нуждина Н.Г.

Копия верна.        Судья                Секретарь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-176/2023 (2-5660/2022;) ~ М-4383/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панкова Л.В.
Ответчики
ТСЖ "Городок"
Другие
ПАО "Т ПЛЮС"
ГЖИ по Самарской области
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Нуждина Н. Г.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2022Предварительное судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее