Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2309/2020 ~ М-2071/2020 от 29.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2309/2020 по административному исковому заявлению Романова И.А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным,

установил:

Романов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование заявления указано, что административный истец является пользователем земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес>. Романов И.А. обратился в административном порядке за предоставлением земельного участка в собственность бесплатно на основании заключения комиссии Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара от 03.04.2018 №04/03-01-01/03. В указанном заключении указаны литеры жилого дома А,А1,а,а1, которые соответствуют фактическому расположению жилого дома и данным техпаспорта. Площадь жилого дома по сведениям ЕГРН и техпаспорта одна и та же - 33 кв.м. За свой счет истец провел межевание земельного участка и поставил его на кадастровый учет на основании распоряжения от 05.09.2019 №672 о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Земельному участку присвоен кадастровый номер . Приказом от 17.04.2020 №1033 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставления земельного участка, сославшись на несоответствие конфигурации жилого дома сведениям о конфигурации в ЕГРН, а также на отсутствие права собственности на фактически расположенный жилой дом. Считая, что причины отказа не основаны на законе и не соответствуют действительности, административный истец просил признать приказ Департамент управления имуществом г.о. Самара от 17.04.2020 №1033 недействительным.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности - Ткаченко И.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица - Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара и Управление Росреестра по Самарской области представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара представила письменный отзыв, в котором решение вопроса оставила на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без участия представителя.

На основании ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11 января 2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

В соответствии с подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД «О земле» расположенный в границах населенного пункта земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР" жилой дом, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок.

На земельном участке, указанном в абзаце первом настоящей части, могут располагаться хозяйственные постройки (сарай, гараж или баня) при условии, что они находятся в фактическом пользовании гражданина (граждан), указанного (указанных) в абзаце третьем настоящей части.

Согласно ст.10.2 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД «О земле» для приобретения права собственности гражданина (граждан) на земельный участок в соответствии с частью 8 статьи 9 настоящего Закона, наряду с другими документами, необходимо заключение комиссии городского округа или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком. В случае, предусмотренном в абзаце втором части 8 статьи 9 настоящего Закона, указанным заключением комиссии городского округа или муниципального района должно быть подтверждено то, что хозяйственная постройка (сарай, гараж или баня) находится в фактическом пользовании заявителя (заявителей).

Из материалов дела следует, что заключением Комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N1305-1 "О собственности в СССР" по Кировскому внутригородскому району г.о.Самара от 03.04.2018 №04/03-01-01/03 подтвержден факт создания на земельном участке жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (литеры А,А1,а,а1) до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N1305-1 "О собственности в СССР", и подтверждено фактическое пользование Романовым И.А. земельным участком по адресу: г.<адрес> (литеры А,А1,а,а1) и расположенными на нем хозяйственными постройками: сарай (литера С1), гараж (литера Г), баня (литера Б).

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.09.2019 №672 на основании заявления Романова И.А. предварительно согласовано предоставление Романову И.А. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 1000 кв.м, для размещения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

21.11.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер .

В пределах указанного земельного участка находится жилой дом площадью 33 кв.м, 1923 года постройки, с кадастровым номером , права на который в ЕГРН не зарегистрированы.

29.11.2019 Романов И.А. обратился с заявлением в адрес Главы г.о.Самары о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность бесплатно для размещения индивидуального жилого дома. Заявление зарегистрировано в Департаменте управления имуществом г.о.Самара 03.12.2019.

Приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара от 17.04.2020 №1033 Романову И.А. отказано в предоставлении земельного участка на основании подп. 1, 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что согласно результатам осмотра конфигурация жилого дома, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка, не соответствует выписке из ЕГРН, и право собственности на фактически расположенный жилой дом не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Подпунктами 1, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

С доводами административного ответчика нельзя согласиться по следующим основаниям.

В ЕГРН содержатся сведения о жилом доме с кадастровым номером площадью 33 кв.м, 1923 года постройки, расположенном по адресу: <адрес>. Сведения об объекте внесены в ЕГРН 02.07.2011 как ранее учтенные (л.д.14-15).

Согласно техническому паспорту по состоянию на 11.05.1989 в состав жилого строения входят литеры А (объект ИЖС), А1 (жилая постройка), а (сени), а1 (сени), а2 (сени), жилая площадь составляет 33 кв.м, площадь вспомогательных помещений – 30 кв.м (л.д.16-24).

Из технического паспорта по состоянию на 17.01.2018 следует, что в состав жилого строения входят литеры А (объект ИЖС), А1 (жилая постройка), а (сени), а1 (сени), жилая площадь составляет 33 кв.м, площадь вспомогательных помещений – 27,6 кв.м (л.д. 25-33).

Из заключения Комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N1305-1 "О собственности в СССР" по Кировскому внутригородскому району г.о.Самара от 03.04.2018 №04/03-01-01/03 следует, что на момент осмотра жилой дом также состоял из литер А,А1,а,а1.

Таким образом, из имеющихся в распоряжении документов не следует, что в юридически значимый период в отношении жилого дома осуществлялась реконструкция, повлекшая изменение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема). На момент осмотра Комиссией жилого дома в 2018 году объект капитального строительства по составу и площади соответствовал данным технического учета от 1989 года, незначительные изменения затронули только вспомогательное помещение - литер а2 (сени).

Доказательств того, что после проведения Комиссией осмотра в отношении жилого дома была произведена реконструкция, повлекшая изменение его параметров, административным ответчиком не представлено.

Доводы административного ответчика об отсутствии зарегистрированного права собственности заявителя на жилой дом, являются необоснованными, так как земельный участок испрашивается на основании ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД «О земле» как фактически используемый для размещения жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 6.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР". Наличие зарегистрированного права на жилой дом не предусмотрено законом в качестве условия предоставления земельного участка по данному основанию.

При таких обстоятельствах, поскольку основания отказа в предоставлении земельного участка, изложенные в оспариваемом решении, не основаны на законе и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 17.04.2020 №1033 незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Административным истцом не заявлено требований, направленных на восстановление нарушенных прав. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность заново рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, не предрешая существо решения, которое должно быть принято и не вмешиваясь в компетенцию административного органа. С учетом установленного п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Романова И.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 17.04.2020 №1033 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Романова И.А. о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2309/2020 ~ М-2071/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романов И.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
29.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
17.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее