Судья Касаткиной Е.Н. Дело <данные изъяты>а-38124/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Курлаевой И.В., Мертехина М.В.,
при помощнике судьи Копцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 20 ноября 2019 года апелляционную жалобу Кузнецова А. В. на решение Волоколамского городского суда от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецова А. В. к администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, об обязании повторно рассмотреть заявление,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Кузнецова А.В.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Кузнецов А.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, об обязании повторно рассмотреть заявление. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что <данные изъяты> он и администрация Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> заключили договор <данные изъяты> аренды земельного участка сроком до <данные изъяты>. <данные изъяты> он обратился в администрацию Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке, и <данные изъяты> было вынесено уведомление о соответствии указанных параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0060310:93. На арендуемом земельном участке он построил жилой дом площадью 84,5 кв.м с кадастровым номером 50:07:0060310:397 и <данные изъяты> зарегистрировал свое право собственности на него. В марте 2019 года он обратился в администрацию Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании ст. 39.20 ЗК РФ, а <данные изъяты> было принято решение <данные изъяты> об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов на том основании, что согласно акта обследования от <данные изъяты> <данные изъяты> на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, который не является зданием или сооружением, не представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземные или подземные части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и деятельности людей. С таким решением он не согласен. Просил признать незаконным решение администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 2 500 кв.м с кадастровым номером 50:07:0060310:93, расположенного по адресу: М. <данные изъяты>, сельское поселение Спасское, д. Соснино, <данные изъяты>; обязать администрацию Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка.
Представитель административного ответчика администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> административный иск не признал.
Решением Волоколамского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Кузнецов А.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения Кузнецова А.В., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разбирательством по административному делу установлено, что между администрацией Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> (арендодатель) и Кузнецовым А.В. (арендатор) был заключен договор от <данные изъяты> <данные изъяты> аренды земельного участка площадью 2 500 кв.м с кадастровым номером 50:07:0060310:93, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: М. <данные изъяты>, сельское поселение Спасское, д. Соснино, <данные изъяты>, со сроком аренды до <данные изъяты>.
<данные изъяты> Кузнецов А.В. уведомил администрацию Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> о планируемом строительстве на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> Кузнецову А.В. было сообщено о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
<данные изъяты> Кузнецов А.В. зарегистрировал право собственности на жилой дом площадью 84,5 кв.м с кадастровым номером 50:07:0060310:397, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0060310:93.
Решением администрации Волоколамского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Кузнецову А.В. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, поскольку на земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам недвижимого имущества (фактически на земельном участке расположен объект незавершенного строительства).
Свое решение по административному делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что по смыслу ст. 39.20 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка для целей эксплуатации объектов незавершенного строительства, которые в соответствии со ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ являются самостоятельным видом объектов недвижимости, З. не предусмотрена, и что Кузнецовым А.В. не оспаривалось обстоятельство регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве.
Регистрация права собственности административного истца на жилой дом площадью 84,5 кв.м была произведена в упрощенном порядке, не предполагающем осуществление контроля, направленного на проверку фактического существования таких объектов недвижимости на земельном участке и их состояния (ст. 25.3 Федерального З. от <данные изъяты> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), в связи с чем степень готовности объекта и пригодности для проживания на момент регистрации права собственности административного истца на жилой дом и обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка установить невозможно.
Кроме того, имеется другое обстоятельство, являющееся достаточным для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального З. от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных З. и принимаемых в соответствии с ними З. субъектов РФ. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных З., иных нормативных правовых актов РФ, З. и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии ч. 4 ст. 2 Федерального З. от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным З., могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального З. от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований М. <данные изъяты> и органами государственной власти М. <данные изъяты>» установлено, что Правительство М. <данные изъяты> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти М. <данные изъяты> осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района (п. 16 ч. 3 ст. 2).
Одновременно З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований М. <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями М. <данные изъяты>» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 2).
При этом реализация данных полномочий, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа М. <данные изъяты>, осуществляется при наличии согласия Правительства М. <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти М. <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном Правительством М. <данные изъяты> (п. 3 ст. 2).
На момент отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (<данные изъяты>) порядок направления на согласование проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров купли-продажи земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков был установлен распоряжением Министерства имущественных отношений М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-44.
В соответствии с временным Порядком, утвержденным указанным распоряжением, представленные на согласование проекты с приложением документов органами местного самоуправления направляются в Минмособлимущество для их рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> (п. 3), которая принимает соответствующее решение, подлежащее обязательному исполнению органом местного самоуправления (п.п. 4.2.3, 4.4).
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> от <данные изъяты> был согласован проект постановления об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в собственность.
Принятие данного решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> от <данные изъяты> является обязательным при выполнении процедуры предоставления административному истцу в собственность земельного участка, оно является обязательным для местной администрации, но административным истцом не оспорено.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Волоколамского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова А. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи