РЕШЕНИЕ 2-3340/12
Именем Российской Федерации |
18 сентября 2012 г. г. Уфа |
Ленинский районный суд г.Уфы в составе судьи Ильина А.Н. при секретаре Карачуриной Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова В.А. к Администрации ГО г.Уфа РБ и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: |
Макаров В.А. обратился в Ленинский районный суд с иском к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на приусадебный земельный участок кадастровый номер: №, площадью 311 кв.м., находящийся по адресу: РБ, <адрес>.
В ходе судебного заседания истец уточнил свои исковые требования и просил о понуждении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к заключению договора купли – продажи при усадебного земельного участка под кадастровым номером №, общей площадью 311 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, по цене, действовавшей на момент подачи заявления в Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан, т.е. на 13.04.2012года.
В обосновании своих доводов истец указал, что на основании Договора купли-продажи от 24.05.2002 года он является собственником домовладения, расположенного на земельном участке площадью 311 кв.м. с кадастровым номером №, находящихся по адресу: РБ, <адрес>, что также подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 23.06.2008г, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ, взамен ранее полученного свидетельства № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного государственной регистрационной палатой при Министерстве Юстиции Республики Башкортостан.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
В судебном заседании представитель истца – Колесникова Н.Т. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ – Карагулов А.Ф. в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Макаров В.А. является собственником индивидуального жилого дома по адресу: РБ, <адрес> зарегистрирован и проживает со своей семьей по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 23.06.2008 г.
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью 311 кв.м. с кадастровым номером № состоит на кадастровом учете, имеет разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, что подтверждается кадастровым паспортом № от 16.05.2012г.
Истец, неоднократно обращался в Администрацию ГО <адрес>, РБ по вопросу оформления своего приусадебного земельного участка в собственность, в результате его убедили, что, только заключив договор аренды, можно затем получить землю в собственность. Постановлением Главы Администрации городского округа <адрес> РБ№ от 29.11.2002 г. приусадебный земельный участок Макарову В.А. был предоставлен в аренду, Договор аренды № от 15.01.2003 г.
Приусадебный земельный участок площадью 311 кв.м. с кадастровым номером № состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом № от 16.05.2012 г.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Поскольку в силу ст.55 Конституции РФ и п.2. ст.1 ГК РФ гражданские права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.1. ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных прав осуществляет суд.
В соответствии со ст.64 ЗК РФ, все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности… здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли – продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Границы и размеры земельного участка определяются с учётом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом естественных границ земельного участка.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Решения, в т. ч. и Решение Совета ГО г. Уфа РБ № от 22.08.2008 г. на которые делают ссылки Администраци. ГО г. Уфа и Министерство земельных и имущественных отношений РБ были в утверждены 2008-2012 г.г.. Таким образом, данные решения были изданы без учета существующих прав лиц на земельные участки и объекты капитального строительства, в т. ч. и индивидуального жилого дома и земельного участка истца, что противоречит действующему законодательству и является препятствием к реализации права приватизации земельного участка. Следовательно, отказы Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа и Министерства земельных и имущественных отношений РБ являются необоснованными.
В соответствии с Определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Р Ф от 16.09.2008 г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г., собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного пользования, имеет право на получение этого приусадебного земельного участка.
В деле имеются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № и № от 09.04.2012 г, подтверждающие то, что право притязания на жилой дом и земельный участок по адресу: РБ, <адрес>, - отсутствуют.
Из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормативами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов – подготовить проект договора купли – продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Согласно письма Министерства экономического развития РФ от 21.12.2011 г. № ОГ-<адрес> «О рассмотрении обращения» Департамент недвижимости считает, что лица, подавшие заявления в Администрацию о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Таким образом, требования Макарова В.А. к Администрации ГО г. Уфа Республики о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск Макарова В.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Макаровым В.А. Договор купли-продажи приусадебного земельного участка общей площадью 311 кв.м. под кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, по цене, действовавшей на момент подачи заявления в Администрацию ГО г. Уфа, т.е. на 13.04.2012 г.
Судья: А.Н. Ильин Решение не вступило в законную силу