Судья Татаров В.А. Дело № 33-32608/2020
Уникальный идентификатор дела
50RS0048-01-2020-002317-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.
при секретаре Сегрэ Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 9 декабря 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области, апелляционную жалобу Д.М.А. на решение Химкинского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Д.М.А. к Министерству социального развития Московской области о признании права на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Д.М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка – Д.А.И., <данные изъяты> г.р., ежемесячную выплату на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет.
В обоснование заявленных требований указала, что дважды обращалась к ответчику с заявлениями о назначении и выплате ежемесячной выплаты на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет – Д.А.И., <данные изъяты> г.р., а также в феврале 2020 г. обратилась за ежемесячным пособием в связи с рождением первого ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим 2-х кратную величину прожиточного минимума, установленную в Московской области. Ответчиком необоснованно отказано в назначении указанных ежемесячных выплат со ссылкой на отсутствие у Д.А.И., <данные изъяты> г.р. регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Представитель ответчика в судебном заседании требования иска не признала.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 15.06.2020г. исковые требования удовлетворены частично. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить Д.М.А. с 21.02.2020 г. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка Д.А.И., <данные изъяты> г.р., назначить ежемесячную денежную выплату с 11.02.2020 г. на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет - Д.А.И., <данные изъяты> г.р.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В апелляционной жалобе Д.М.А. просит изменить решение суда в части даты назначения ежемесячной выплаты на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет и назначить выплату с 01.01.2020 г.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.
Д.М.А. в заседание судебной коллегии не явилась.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая ее надлежащее извещение.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя ответчика, пришла к следующему.
Разбирательством дела установлено, что Д.М.А. является матерью несовершеннолетней Д.А.И., <данные изъяты> г.р.
Д.М.А. и ее несовершеннолетний ребенок Д.А.И., <данные изъяты> г.р., зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>.
Истец 20.12.2019 г. обратилась к ответчику с заявлением и приложенными к нему необходимыми документами о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте трех лет.
Решением ответчика Д.М.А. отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в связи с неполучением сведений из медицинской организации.
Д.М.А. 11.02.2020 г. повторно обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения Московской области с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет.
Решением № 62764 от 18.02.2020 г. ответчик отказал истцу в назначении ежемесячной выплаты на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет со ссылкой на не представление документов, подтверждающих регистрацию Д.А.И. по месту жительства на территории Московской области.
Д.М.А. 21.02.2020 г. обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения Московской области с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим 2-х кратную величину прожиточного минимума, установленную в Московской области, в чем решением № 78807 от 02.03.2020 г. ей также было отказано по причине отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 года № 418-ФЗ).
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 26.11.2019 г. № 868/41 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» в соответствии с Законом Московской области № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
Граждане, имеющие по состоянию на 01.12.2019 г. право на обеспечение полноценным питанием и сохраняющие это право после 01.01.2020 г., могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и иные документы, предусмотренные п. 7, абз. 2, п. 8 Порядка, с 01.12.2019 года.
В соответствии с п. 1 Порядка ЕДВ назначается на основании заключения врача о необходимости обеспечения полноценным питанием: беременным женщинам; кормящим матерям; детям в возрасте до трех лет.
ЕДВ назначается ребенку, находящемуся на смешанном или искусственном вскармливании, в случае если ранее ЕДВ не предоставлялась кормящей матери – на период с месяца рождения ребенка по месяц достижения ребенком возраста трех лет включительно, если заключение врача выдано в течение месяца с даты рождения ребенка.
В случае если заключение врача выдано по истечении месяца с даты установления беременности сроком двенадцать недель, рождения ребенка, достижения ребенком шести месяцев, ЕДВ предоставляется на период с месяца выдачи заключения врача.
Согласно п. 6 Порядка ЕДВ назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития московской области по месту обращения беременной женщины, кормящей матери, законного представителя ребенка независимо от его места жительства в Московской области.
В целях реализации постановления Правительства Московской области от 26.11.2019 № 868/41 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» Распоряжением Минздрава Московской области от 26.12.2019 г. №117-Р утвержден Порядок выдачи заключения врача для назначения ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений ГК РФ и Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
В ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Исходя из анализа приведенных положений закона, обязательным условием для назначения ежемесячных выплат является наличие гражданства РФ как у матери, так и у новорожденного ребенка, их проживание на территории РФ, срок обращения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Д.М.А., её ребенок Д.А.И., являются гражданами Российской Федерации. Д.М.А. постоянно зарегистрирована с 12.12.1991 г. по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, с 04.07.2018 г. зарегистрирована по месту пребывания на срок до 04.07.2028 г. по адресу <данные изъяты> (л.д.6,8). Несовершеннолетняя Д.А.И.,<данные изъяты> г.р., зарегистрирована на тот же срок по тому же адресу с 04.07.2018 г., в период с рождения и до этой даты иной регистрации нигде не имела (л.д.7).
Ответчик сам факт проживания семьи истицы в г.Химки не оспаривал, однако, решение органа социальной защиты населения об отказе истцу в назначении пособий основано именно на факте отсутствия постоянного места жительства ребенка истца на территории Российской Федерации
(л.д.10,13). Поскольку в ходе судебного разбирательства совокупностью представленных истцом доказательств установлено фактическое проживание дочери истца в г.Химки Московской области, без изменения адреса, начиная с рождения, то суд пришел к обоснованному выводу, что Д.М.А. имеет право на федеральную выплату в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», а также ЕДВ на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет, а поскольку обращение за выплатами последовало по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка Д.А.И., назначил их со дня обращения – с 21.02.2020 г. и с 11.01.2020 г. соответственно.
Вместе с тем, до 01.01.2020 г. мера социальной поддержки в виде обеспечения полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет предоставлялась в натуральной форме ( на молочной кухне). Предоставление данной социальной меры в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.11.2019 г. №868/41, в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) стало осуществляться с 01.01.2020 г. Поэтому в резолютивной части решения суда первой инстанции должно быть указано на начало назначения истцу ЕДВ на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет с 01.01.2020 г. Само по себе указание в решении на дату начала назначения ЕДВ с 11.01.2020 г. не свидетельствует о незаконности решения, и в указанной части решение суда в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ не может быть изменено, поскольку спор по существу судом разрешен правильно, за истцом правомерно признано право на получение ЕДВ на обеспечение ребенка полноценным питанием в возрасте до трех лет.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны правовой позиции, изложенной представителем в суде первой инстанции. Данная позиция была признана судом необоснованной, с чем судебная коллегия согласилась и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года оставить без изменения.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить Д.М.А. ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием ребенка в возрасте до трех лет – Д.А.И., <данные изъяты> г.р., с 01.01.2020 года.
Апелляционную жалобу Д.М.А. удовлетворить.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи