Дело № 2-999/2019
Принято в окончательной форме:
26 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Ткач Я.А.,
с участием представителя истца Горбунова Г.А.,
ответчиков Васильева И.В., Васильевой В.А.,
прокурора Мацюк К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск к Васильеву Игорю Васильевичу, Васильевой Владе Александровне, Васильевой Екатерине Игоревне о расторжении договора найма, признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КИО администрации ЗАТО г. Североморск) обратился в суд с иском к ответчикам о расторжении договора найма, признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении.
Представитель истца Горбунов Г.А. в обоснование иска, а также в судебном заседании указал, что на основании служебного ордера от 27.03.1990 № 72 жилое помещение по адресу: ***, отнесенное к категории служебных, выделено Васильеву И.В. и членам его семьи как работнику ПУ «Водоканал» на период трудовых отношений. Впоследствии с ней заключен договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Несмотря на увольнение Васильева И.В. в 2009 году по собственному желанию, о чем истцу стало известно из ответа МУП «Североморскводоканал», ответчики вышеназванное жилое помещение вопреки требованиям заключенного между сторонами договора и статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации не освободили, требование истца об освобождении и сдаче указанной квартиры не выполнили и остаются зарегистрированными в ней до настоящего времени, огранивая тем самым права истца как собственника данной квартиры.
Поскольку предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением не имеется, ссылаясь на статьи 93, 100, 101, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 209, 288, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 15.03.2013 № 622, признать ответчиков утратившим право пользования служебной квартирой, расположенной по адресу: ***, а также выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчики Васильев И.В., Васильева В.А., в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, о чем представили соответствующее заявление. Последствия признания иска им разъяснены и понятны. Указали, то обратились установленным порядком за оформлением нового договора служебного найма.
Признание иска ответчиками суд принимает, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик Васильева Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть в свое отсутствие, представила суду заявление, в котором поддержала позицию своих родителей.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 04.03.2019 № 255, что жилое помещение по адресу: *** – является собственностью муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
На основании служебного ордера от 27.03.1990 № 72 данное жилое помещение, отнесенное к категории служебных, предоставлено Васильеву И.В. и членам ее семьи жене Васильевой В.А. и дочери Васильевой Е.И. как работнику Производственного управления «Водоканал» на период трудовых отношений, после чего 15 марта 2013 года с ним заключен договор найма служебного жилого помещения № 622.
Как истцу стало известно из письма МУП «Североморскводоканал» от 10.04.2019 № 1226, Васильев И.В. проработал в должности *** с 28.02.1989 по 25.11.2009, уволен по собственному желанию на основании приказа № 277 от 26.11.2009.
Однако, как видно из справки формы № 9 и копии поквартирной карточки, ответчики Васильев И.В. и Васильева В.А., зарегистрированные в названном жилом помещении по месту жительства с 30.03.1990, сохраняют данную регистрацию до настоящего времени. Васильева Е.И. снята с регистрации 24.04.2016 ***.
Согласно пояснениям истца, акту осмотра жилого помещения от 27.05.2019, ответчики указанную служебную квартиру в установленном порядке не освободили, по акту КИО администрации ЗАТО г. Североморск не сдали, требование истца об освобождении спорного жилого помещения от 24.04.2019 № 2815 не исполнили.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии с частью 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 этого кодекса случаях.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 названного кодекса.
На основании части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Как следует из материалов дела, ответчики к числу таких граждан не относятся. Доказательств обратного ими не представлено.
По смыслу приведенных норм права прекращение трудовых отношений с работодателем (завершения прохождения военной службы), на период которых было предоставлено специализированное жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма такого жилого помещения. При этом случае отказа от добровольного освобождения данного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Принимая во внимание, что Васильеву И.В. спорное жилое помещение предоставлено на период трудовых отношений с МУП «Североморскводоканал», которые прекратились в 2009 году, ответчики к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения не относятся, суд приходит к выводу о наличии оснований для расторжения заключенного с Васильевым И.В. договора найма служебного жилого помещения, признания ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, а также выселения их из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение суда в соответствии с требованиями, установленными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, является основанием для жилищных органов снять ответчиков Васильева И.В., Васильевой В.А. с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в долевом порядке подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина за рассмотрение спора в суде, от уплаты которой истец в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, в размере 300 рублей.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск – удовлетворить.
Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения № 622, заключенный 15.03.2013 с Васильевым Игорем Васильевичем в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Признать Васильева Игоря Васильевича, ***, Васильеву Владу Александровну, ***, Васильеву Екатерину Игоревну, ***, утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ***, и выселить их из данного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Взыскать с Васильева Игоря Васильевича, Васильевой Влады Александровны, Васильевой Екатерины Игоревны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 100 (сто) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова