Дело 2-5440/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 19 сентября 2016 года
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего - судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре –ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» об обязании включить в список детей-сирот, нуждающихся в жилой площади,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «<адрес>» включить ее в список детей-сирот, нуждающихся в жилой площади. В обоснование своих требований указала, что она, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> о включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано, в связи с отсутствием акта органа опеки и попечительства о назначении попечительства. Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее законные права и интересы.
В судебном заседание ФИО2, будучи надлежащим образом, извещена, не явилась, направив своего представителя по доверенности.
Представитель истца – ФИО6 исковые требование своего доверителя поддержал и просил удовлетворить их в полном объёме, обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принять на жилищный учет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лица относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включить ее в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Администрации <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, с иском не согласился, просил отказать, связи с отсутствием акта органа опеки и попечительства и постановления главы администрации <адрес> о назначении попечительства над истицей, нуждаемость истицы в жилье и, что она сирота, не оспаривает.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 8 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) закрепляет право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ч.1 ст.46), устанавливая, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу закона избрание способа защиты права принадлежит истцу.
В связи с этим, суд считает, что ФИО8 обратилась в суд правомерно, в защиту, гарантированных ей Конституцией Российской Федерации, прав и свобод гражданина.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном закономпорядке.
Аналогичные нормы содержатся и в ст.1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 ФЗ № Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 358-ФЗ). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Из исследованного в судебном заседании жилищного дела истицы, имеющейся в жилищном отделе администрации <адрес> и показаний свидетеля ФИО9, работающей ведущим специалистом жилищного отдела усматривается, что ФИО2 лишилась обоих родителей до достижения ей 18 лет, что подтверждается свидетельством о смерти матери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выданного органами записи актов гражданского состояния городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ I-БД № и свидетельством о смерти отца ФИО4, выданного органами записи актов гражданского состояния <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ V-МЮ №. В настоящее время истица проживает у своей тети, где зарегистрирована с марта 2008 <адрес> жилья не имеет что подтверждается справками с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и справками бюро технической инвентаризации. ДД.ММ.ГГГГ истица, приложив все необходимые документы, обратилась на имя главы администрации <адрес> о постановке ее на учет нуждающихся в жилье по списку "сироты", однако ей в этом было отказано ДД.ММ.ГГГГ Затем она вторично обратилась ДД.ММ.ГГГГ, письменно ей было отказано, ссылаясь на то, что юридический факт признания ребенка сиротой устанавливается постановлением главы администрации и назначением опекунства или попечительства, что противоречит понятию "сироты", определенный законодательством.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие постановления администрации о назначение попечительства над ФИО2 не является основанием для отказа истице в постановке на жилищный учет, как лицо, относившееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как данная льгота предусмотрена детям-сиротам Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ.
Таким образом, суд считает, что изложенные истицей в исковом заявлении и установленные в судебном заседании обстоятельства дела подтверждаются надлежащими доказательствами по делу, в связи чем, имеются достаточные основания для удовлетворения искового заявления ФИО2 с постановкой ее на учет по списку детей сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи ею заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Нуждаемость в жилье и смерть обоих родителей у истицы до достижения ею возраста 18 лет, ответчиком не оспаривается. Истица с заявлением о постановке ее на учет обратилась до достижению ею 23 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принять на жилищный учет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лица относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включить ее в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Арсланалиев А.Х.