Дело № 2-50/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июня 2020 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А.Н.,
с участием представителя ответчика Алтапова А.М. - адвоката Сабирова Б.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2020 по исковому заявлению федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» к бывшему военнослужащему войсковой части <номер> Алтапову А.М. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
Федеральное казённое учреждение «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ»), через своего представителя Бирюкову О.В., обратилось в военный суд с иском, в обоснование которого указано, что Алтапов проходил военную службу в войсковой части <номер> с 27 июня 2017 года по призыву, а с 11 октября 2017 года по 29 июля 2019 года по контракту. Приказом командира войсковой части <номер> от 23 июля 2019 года № 101 Алтапов уволен с военной службы по подп. «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с вступлением в законную силу приговора Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 года о назначении Алтапову наказания в виде лишения свободы условно за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации.
Приказами командира войсковой части <номер> от 10 декабря 2018 года № 246 и от 17 июня 2019 года № 225 Алтапову, в связи с самовольным оставлением воинской части, с 9 ноября 2018 года приостановлена выплата денежного довольствия, при этом на период с 9 ноября 2018 года по 4 марта 2019 года установлены к выплате оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду, соответственно.
Истец полагал, что вопреки требованиям п. 173 Порядка обеспечения денежным довольствием Алтапову за период самовольного оставления воинской части незаконно в полном объёме выплачено денежное довольствие за ноябрь 2018 года (оклад по воинской должности (2 тарифный разряд), надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия военной службы и премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а также материальная помощь за 2018 год), в сумме 27175 рублей 19 копеек.
Кроме этого, поскольку Алтапов, проходя военную службу по призыву 11 октября 2017 года заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то, по мнению истца, с указанной даты ответчик не имел права на обеспечение денежным довольствием в качестве военнослужащего по призыву в размере 1354 рублей 84 копеек.
Полагая, что выплата вышеуказанных денежных средств Алтапову произошла незаконно и в связи с несвоевременным введением кадровым органом в специализированное программное обеспечение (далее - СПО) «Алушта» соответствующих сведений в отношении ответчика, ФКУ «ЕРЦ» просило взыскать с Алтапова в свою пользу излишне выплаченные ответчику денежные средства в размере 11471 рубля 21 копейки (за вычетом НДФЛ и произведённых ранее удержаний).
ФКУ «ЕРЦ» и третье лицо - войсковая часть <номер>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.
Судебные извещения, направленные по месту жительства Алтапова, подтверждённому сообщением отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 «Авиастроительный» УМВД России по г. Казани, ответчику вручены не были в связи с истечением срока хранения.
Адвокат Сабиров, назначенный судом в соответствии со ст. 50 ГПК Российской Федерации в качестве представителя ответчика, в судебном заседании иск не признал и просил суд в его удовлетворении отказать, поскольку в действиях Алтапова отсутствует недобросовестность.
Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования ФКУ «ЕРЦ» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, днём окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днём окончания (последним днём) военной службы.
Подпунктом «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершённое умышленно.
В судебном заседании установлено, что младший сержант Алтапов, в период прохождения военной службы по призыву, 11 октября 2017 года заключил контракт о прохождении военной службы, которую проходил в войсковой части <номер>, с 24 июля 2018 года в должности <данные изъяты> (оклад по воинской должности соответствует 2 тарифному разряду).
Из копии вступившего в законную силу приговора Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 года следует, что в связи с уклонением от прохождения военной службы в период с 9 ноября 2018 года по 5 марта 2019 года Алтапов осужден по ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев условно с испытательным сроком 2 года.
Судом также установлено, что Алтапов с 29 июля 2019 года исключён из списков личного состава войсковой части <номер> ввиду увольнения его с военной службы по подп. «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при этом ответчику с 9 ноября 2018 года в связи с самовольным оставлением воинской части приостанавливалась выплата денежного довольствия, которое в последующем установлено Алтапову за период с 9 ноября 2018 года по 4 марта 2019 года в виде оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности (1 тарифный разряд).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании выписками из приказов командира войсковой части <номер> от 11 октября 2017 года № 112, от 10 ноября 2017 года № 189, от 19 февраля 2018 года № 7, от 23 июля 2018 года № 49, от 25 июля 2018 года № 128, от 10 декабря 2018 года № 246, от 17 июня 2019 года № 225, от 23 июля 2019 года № 101 и от 29 июля 2019 года № 292, копией приговора Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 года.
Кроме этого, исследованными судом расчётными листами на имя Алтапова за октябрь и ноябрь 2017 года, январь и ноябрь 2018 года, март-июль 2019 года, а также реестрами на зачисление денежных средств и рапортом Алтапова от 16 декабря 2017 года подтверждается, что ФКУ «ЕРЦ» перечислило ответчику за период с 11 по 31 октября 2017 года одновременно денежное довольствие как военнослужащему по контракту и как военнослужащему по призыву, а также перечислило Алтапову в полном объёме денежное довольствие за ноябрь 2018 года (оклад по воинской должности (2 тарифный разряд), надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия военной службы и премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, материальная помощь за 2018 год). При этом ФКУ «ЕРЦ» в январе 2018 года и в марте-июле 2019 года при выплате ответчику денежного довольствия, в том числе с письменного согласия Алтапова, произвело удержание денежных средств на сумму 14045 рублей 82 копейки.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Определение порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение указанных предписаний закона Министром обороны Российской Федерации 30 декабря 2011 года издан приказ № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации» (далее - Порядок), согласно п. 2 и 4 которого денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счёт в банке на условиях, определённых в Министерстве обороны Российской Федерации. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ФКУ «ЕРЦ» или иные финансово-экономические органы.
В соответствие с п. 173 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, определённый в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду (приложение № 3 к настоящему Порядку). При этом ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия за указанный период этим военнослужащим не выплачиваются.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счётных ошибок.
Содержание вышеуказанных норм в совокупности позволяет суду прийти к выводу о том, что военнослужащий подлежит обеспечению денежным довольствием только за период прохождения им военной службы, оканчивающийся днём исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, при этом производство ряда выплат непосредственно зависит от нахождения военнослужащего на воинской должности и иных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что исходя из требований п. 173 вышеназванного Порядка Алтапову за период самовольного оставления воинской части не положены денежные средства свыше оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду и оклада по воинскому званию, так как в этот период, ответчик не исполнял обязанности военной службы, что подтверждается приговором суда и иными исследованными судом доказательствами. Выплаченная Алтапову материальная помощь за 2018 год также подлежит взысканию с ответчика, поскольку в силу п. 89 Порядка материальная помощь, отнесённая к иным дополнительным выплатам, не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров, а подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает зачисление военнослужащего в распоряжение в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. При этом судом также учитывается тот факт, что приказ о выплате Алтапову материальной помощи был издан в период самовольного оставления ответчиком воинской части.
Поскольку Алтапов 11 октября 2017 года заключил контракт о прохождении военной службы и с указанной даты утратил статус военнослужащего по призыву, а в период с 9 ноября 2018 года по 5 марта 2019 года незаконно находился вне воинской части и впоследствии исключён из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы по подп. «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд полагает установленным, что в результате несвоевременного внесения в СПО «Алушта» соответствующих сведений ФКУ «ЕРЦ» произвело Алтапову за период с 11 по 31 октября 2017 года выплату оклада по воинской должности военнослужащего по призыву, а также выплату денежного довольствия за ноябрь 2018 года (оклад по воинской должности в размере свыше 1 тарифного разряда, надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия военной службы, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, материальная помощь за 2018 год), в сумме 11471 рубля 21 копейки (за вычетом НДФЛ и произведённых ранее удержаний), права на получение которого ответчик не имел, что подтверждается представленным истцом расчётом, проверенным судом и признанным правильным.
Разрешая исковые требования, суд также учитывает, что под счётными ошибками следует понимать не только ошибки, допущенные при совершении арифметических действий, но и внесение недостоверной, неполной или несвоевременной информации в СПО «Алушта», повлёкшее излишнее перечисление военнослужащему денежных средств в качестве денежного довольствия.
Кроме этого суд полагает установленным, что вопреки позиции представителя ответчика положения п. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации к возникшим между сторонами правоотношениям неприменимы, так как взыскиваемые с ответчика денежные средства не являются денежным довольствием военнослужащего, поскольку основания для невыплаты Алтапову денежного довольствия, за исключением оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, прямо предусмотрены законом, в связи с чем право на обеспечение денежным довольствием в большем размере он не имел.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что приобретённые Алтаповым за период с 11 по 31 октября 2017 года в виде оклада по воинской должности военнослужащего по призыву, а также за ноябрь 2018 года в виде оклада по воинской должности в размере свыше 1 тарифного разряда, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия военной службы, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, материальной помощи за 2018 год, денежные средства в размере 11471 рубля 21 копейки, являются неосновательным обогащением, полученным ответчиком в связи с прохождением военной службы вследствие счётной ошибки.
На основании изложенного суд полагает, что иск ФКУ «ЕРЦ» к Алтапову подлежит удовлетворению и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФКУ «ЕРЦ» денежные средства в размере 11471 рубля 21 копейки.
Поскольку требования истца, освобождённого в силу закона от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, руководствуясь положениями ст. 103 ГПК Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 333.18 и п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с Алтапова в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 459 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
Исковое заявление федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» к бывшему военнослужащему войсковой части <номер> Алтапову А.М. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Алтапова А.М. в пользу федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в размере 11471 (одиннадцати тысяч четырёхсот семидесяти одного) рубля 21 копейки.
Взыскать с Алтапова А.М. в доход бюджета муниципального образования города Казани судебные расходы по делу в размере 459 (четырёхсот пятидесяти девяти) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 10 июня 2020 года.
Судья Э.А. Сердитый