Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-800/2022 ~ М-116/2022 от 14.01.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года                                                                  <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Мункуевой Т.Б., с участием представителя истца Цыремпиловой И.В., представителя ответчика ООО «ЭкоАльянс» Васильевой М.П., представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» Республики Бурятия Гармаевой Д.А., представителя третьего лица -Администрации МО СП «Иволгинское» <адрес> Республики Бурятия Тугариновой Н.А.,    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЭкоАльянс", Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истец просит обязать ООО «ЭкоАльянс» осуществить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка, собственность на который не разграничена и расположенного на территории <адрес>, МО СП «Иволгинское» <адрес> по координатам свалки в.д., общим объемом 700 кубических метров, площадью 1 га в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По ходатайству истца в качестве соответчика привлечена Администрация МО «<адрес>» Республики Бурятия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация МО СП «Иволгинское» <адрес> Республики Бурятия.

Исковые требования истцом неоднократно уточнялись. В окончательной форме прокурор просит обязать МО «<адрес>» РБ организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка, собственность на который не разграничена, расположенного на территории <адрес> МО СП «Иволгинское» <адрес> в кадастровом квартале по координатам X:, площадью кв.м., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «ЭкоАльянс», как регионального оператора, осуществить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка, собственность на который не разграничена и расположенного на территории <адрес>, МО СП « Иволгинское» <адрес> в кадастровом квартале 03:08:020103 по координатам X: по координатам Y, площадью 1483,5 кв.м., в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности МО «<адрес>» РБ и ООО «ЭкоАльянс». МО «<адрес>» имеет статус муниципального района, является самостоятельным муниципальным образованием.

В соответствии с территориальной схемой в области обращениями с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РБ от ДД.ММ.ГГГГ -ПР, МО «<адрес>» входит в первую зону деятельности регионального оператора. По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории РБ присвоен ООО «ЭкоАльянс».

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия с ООО «Экольянс» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия ( 1 зона). В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ЭкоАльянс» обязуется ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

В рамках проверки был осуществлен выезд по координатам 51,761 ? с.ш. 107,1942 ? в.д., установленным Бурприроднадзором, и зафиксировано фактическое наличие на землях, собственность на которые не разграничена, бытовых отходов объемом 700 кубических метров, площадью 1 га.

В нарушение требований законодательства администрацией МО «<адрес>» ненадлежащим образом организован регулярный сбор, вывоз и размещение отходов. Обязанность по сбору, вывозу и размещению отходов лежит на ООО «ЭкоАльянс». Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации МО «<адрес>», ООО «ЭкоАльянс» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, возложить на ответчиков указанные в иске обязанности.

Представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П. возражала против заявленных требований, суду пояснила, что в случае, если государственная собственность на земельные участки не разграничена, и земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления, обязанность по уборке несанкционированной свалки на таком участке должна быть возложена на орган местного самоуправления.

Пунктами 10.1-10.2 постановления Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов ( в том числе раздельного накопления) на территории Республики Бурятия» и в п.3 ст. 8 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -IV « Об отходах производства и потребления Республики Бурятия», установлено, что собственник или арендатор территории на котором брошены или иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность, а в случае нежелания их обратить в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с Регоператором. Договор с регоператором по ликвидации указанной свалки не заключался. В удовлетворении иска просит отказать.

Представитель ответчика-Администрации МО «<адрес>» РБ Гармаева Д.А. не возражала против заявленных требований.

Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, -Администрации МО СП «Иволгинское» <адрес> РБ Тугаринова Н.А. считает требования прокурора законными и обоснованными.

Выслушав стороны, допросив специалиста Базарова С.Б., изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Установлено, что в ходе прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ была установлена несанкционированная свалка бытовых отходов объемом 700 кубических метров, площадью 1 га на земельном участке по координатам ., что подтверждается соответствующим актом осмотра свалки.

Обращаясь в суд, истец указал координаты и параметры несанкционированной свалки, как расположенной на территории <адрес>, МО СП «Иволгинское» <адрес> по координатам свалки 51 в.д., общим объемом 700 кубических метров, площадью 1 га.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил местоположение свалки, как расположенной на территории <адрес> МО СП «Иволгинское» <адрес> в кадастровом квартале по координатам , площадью 1483,5 кв.м.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пунктом 1 ст.13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к указанному пункту).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

       Исходя из приведенных норм права следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

        Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

На основании части 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в <адрес>" собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Таким образом, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «<адрес>» РБ является прямой обязанностью Администрации данного МО.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в этой части, обязать указанного ответчика организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению данной несанкционированной свалки; установить срок для исполнения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Что касается требований, заявленных к ООО «ЭкоАльянс», то они не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с принятием Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия. от 25.03.2019г. «О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО «Экоальянс» по обращению с твердыми коммунальными отходами в 1 зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019-2022 годы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с указанными Правилами обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на регионального оператора возлагается только в силу заключенного с собственником участка договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо в соответствии с п.16-17 Правил в случае неисполнения собственником участка своих обязанностей.

В данном случае договор с ООО «Экояльянс» по ликвидации спорной несанкционированной свалки, выявленной органами прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ, не заключался, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Что касается соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Минприроды Республики Бурятия и ООО «Экоальянс», то Общество обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно территориальной схеме.

В силу пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме.

Согласно приложению к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, таблица 10 содержит сведения о существующих и перспективных объектах по обработке, обезвреживанию, утилизации ТКО, к каковым выявленная ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка не относится.

Согласно п.2 данной таблицы, деятельность регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» распространяется на территорию <адрес> в географических координатах с годовым количеством отходов в размере 329 тонн.

Доказательств упоминания в территориальной схеме спорной свалки, расположенной в координатах X, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на регионального оператора обязательств по ликвидации несанкционированной свалки, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Бурятия удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «<адрес>» Республики Бурятия организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка, собственность на который не разграничена, расположенного на территории <адрес> МО СП «Иволгинское» <адрес> РБ в кадастровом квартале по координатам X:, площадью 1483,5 кв.м., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования <адрес> Республики Бурятия к ООО «ЭкоАльянс» о возложении обязанностей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Судья                                                                               Болотова Ж.Т.

2-800/2022 ~ М-116/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "ЭкоАльянс"
Администрация муниципального образования "Иволгинский район"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Болотова Ж.Т.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
14.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Подготовка дела (собеседование)
25.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2022Дело оформлено
15.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее