РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе
председательствующего Чирковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3356/2023 по административному иску Юшина А.А. к Управлению МВД России по г. Самаре, с участием заинтересованный лиц Прокурора Железнодорожного района г. Самары, начальника ОП № 9 по Железнодорожному району г. Самары Брагина И.А., старшего оперуполномоченного ОЭБиПК Управления МВД России по г. Самаре Ерина М.С. о признании ответа на обращение незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Юшин А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению МВД России по г. Самаре (далее — Управление) о признании ответа на обращение незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, в обоснование указав, что 26.01.2023 в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ в адрес административного ответчика направил заявление о преступлении от 10.01.2023, предусмотренном ст. ст. 172, 187 УК РФ. 01.02.2023 заявление поступило в Управление, зарегистрировано в КУСП за № 1817 и направлено по территориальности в ОП № 9 по Железнодорожному району Управления МВД России по г. Самаре с присвоением номера КУСП 2321 от 16.02.2023. Постановлением оперуполномоченного ОВ и РП по Железнодорожному району ОЭБиПК Управления МВД России по г. Самаре Коваленко Н.И. от 22.02.2023 отказано в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления. О принятом решении Юшин А.А. не был уведомлен, указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в постановлении и.о. Прокурора Железнодорожного района г. Самары об удовлетворении жалобы от 03.05.2023, в связи с чем в адрес начальника отделения полиции внесено требование об устранении допущенных нарушений УПК РФ. Однако, в ответ на аналогичную жалобу Юшина А.А. Управлением дан ответ, согласно которому заявитель надлежащим образом извещался о принятом решении, в действиях сотрудников Управления нарушений дисциплины не установлено. Полагает, данный ответ противоречит фактам, указанным в постановлении прокуратуры, вынесенным по результатам прокурорской проверки.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным ответ Управления МВД России по г. Самары от 05.05.2023, обязать Управление МВД России по г. Самаре устранить допущенные нарушения.
Протокольным определением суда к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник ОП № 9 по Железнодорожному району г. Самары Брагин И.А., старший оперуполномоченный ОЭБиПК Управления МВД России по г. Самаре Ерин М.С.
В судебном заседании административный истец Юшин А.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, на вопросы суда пояснил, что о принятом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела оповещен не был, о чем заявил в прокуратуру, в результате проверки доводы признаны обоснованными. Ответ Управления содержит указание на надлежащее его уведомление о результате рассмотрения заявления о преступлении, следовательно, противоречит результатам прокурорской проверки и оспаривается истцом.
Представитель административного ответчика Управления МВД России по г. Самаре Миронова О.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, позицию по делу изложила письменно.
Помощник прокурора Железнодорожного района Демидова Ю.С. пояснила суду, что доводы Юшина А.А. о ненадлежащем извещении о принятом процессуальном решении со стороны ОП-9, о чем 03.05.2023 вынесено постановление об удовлетворении жалобы от 24.04.2023 Заинтересованные лица начальник ОП № 9 по Железнодорожному району г. Самары Брагин И.А., старший оперуполномоченный ОЭБиПК Управления МВД России по г. Самаре Ерин М.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, уважительность причин неявки в судебное заседание суду не сообщили.
В соответствии со ст. ст. 96, 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обоснованность заявленных в административном иске требований, их соответствие требованиям материального закона, суд находит административный иск Юшина А.А. подлежащим удовлетворению в полном объеме, ввиду следующих обстоятельств.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 10.01.2023 административный истец обратился в Управление МВД России по г. Самаре в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ с заявлением о совершении Казеевым М.С. преступления, предусмотренного ст. ст. 172, 187 УК РФ, в связи с чем просил провести проверку по доводам заявления и возбудить в отношении Казеева М.С. уголовное дело.
Постановлением оперуполномоченного ОВ и РП по Железнодорожному району ОЭБ и ПК Управления МВД России по г. Самаре Коваленко Н.И. от 22.02.2023 в возбуждении уголовного дела в отношении Казеева М.С. по признакам состава преступления, предусмотренного ст. ст. 172, 187 УК РФ, отказано ввиду отсутствия события преступления, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (КУСП 2321 от 16.02.2023).
Ссылаясь на то, что постановление от 22.02.2023 в его адрес не направлялось, чем нарушено право обжалования, Юшиным А.А. 15.04.2023 на имя начальника ГУ МВД России по Самарской области и прокурора Самарской области поданы жалобы с требованием провести проверку и принять меры реагирования.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2023, жалоба в порядке подчиненности перенаправлена прокурору Железнодорожного района г. Самары.
03.05.2023 исполняющим обязанности прокурора Железнодорожного района г. Самары Ганеевым А.С. настоящая жалоба в части ненадлежащего извещения заявителя о принятом процессуальном решении ОП по Железнодорожному району Управления МВД России по г. Самаре признана обоснованной и подлежащей удовлетворению.
По результатам рассмотрения жалобы, в адрес начальника ОП по Железнодорожному району Управления МВД России по г. Самаре Брагина И.А. внесено требование об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства в срок пять суток.
Впоследствии, старшим оперуполномоченным ОЭБ и ПК Управления МВД России по г. Самаре Ериной М.С. проведена проверка по обращению Юшина А.А., дано заключение о необоснованности приведенных в обращении доводов.
Поскольку заключение по обращению Юшина А.А. было удостоверено начальником отдела полиции Хлусовым Н.В., 05.05.2023 в его адрес было направлено уведомление, согласно которому ранее заявитель уведомлялся надлежащим образом о принятом постановлении от 22.02.2023, в связи с чем нарушений служебной дисциплины сотрудниками Управления установлено не было.
Административный истец с письменным ответом Управления МВД России по г. Самаре от 05.05.2023 № 3/235205878714 не согласился, за защитой нарушенного права обратился с административным иском в суд.
Согласно ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ3 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 данного закона).
Аналогичные положения закреплены в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707.
Из материалов дела усматривается, что и.о. Прокурора Железнодорожного района г. Самары при проведении проверки по доводам жалобы Юшина А.А. достоверно установлен факт ненадлежащего уведомления заявителя о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.02.2023, обоснованный расхождением реквизитов уведомлений, указанных заявителем и имеющимся в материале проверки.
О принятом решении административный ответчик извещен, в его адрес внесено требование прокурора об устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального законодательства. В установленном порядке обжаловано не было.
Представленные в материалы дела списки отправленной почтовой корреспонденции не отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предъявленным законодателем к доказательствам, поскольку факт надлежащего уведомления заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении не подтверждают и не содержат указаний на адресата и реквизиты почтового отправления, а само сформированное уведомление установленные судом обстоятельства не опровергают.
Доводы административного ответчика о том, что факт направления в адрес заявителя копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела нашло свое подтверждение, являются несостоятельными, сопоставимы с постановлением от 03.07.2023, которое не является предметом рассмотрения настоящего дела, является результатом дополнительной (повторной) проверки доводов Юшина А.А., изложенных в сообщении о преступлении от 10.01.2023.
Более того, факт ненадлежащего направления постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.02.2023 был выявлен ранее, в ходе проверки доводов Юшина А.А. заместителем прокурора Железнодорожного района г. Самары, по результатам которой вынесено постановление об удовлетворении жалобы от 24.03.2023 и в адрес начальника отдела полиции по Железнодорожному району внесено требование об устранении допущенных нарушений.
Иных доказательств, опровергающих заявленные требования, материалы дела не содержат.
Исходя из положений гл. 22 КАС РФ, для оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
Для понуждения в судебном порядке органа государственной власти, органа местного самоуправления совершить определенное действие должны быть представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает какие-либо препятствия к их осуществлению.
В данном случае присутствуют оба основания для признания оспариваемого ответа незаконным.
Учитывая, что при рассмотрении жалобы Юшина А.А. вх. № 3/235205878714 от 21.04.2023 установленные заместителем прокурора (и.о. Прокурора) Железнодорожного района г. Самары обстоятельства не были приняты во внимание, а представленные суду доказательства признаны не отвечающими требованиям закона, суд находит заявленные административным истцом требования обоснованными, а ответ Управления МВД России по г. Самары от 05.05.2023 незаконным, постановленным с существенными нарушениями.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В целях восстановления прав административного истца, суд полагает необходимым обязать административного ответчика в месячный срок повторно рассмотреть обращение Юшина А.А. от 15.04.2023 по существу и сообщить заявителю в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Юшина А.А. удовлетворить.
Признать письменный ответ Управления МВД России по г. Самаре № 3/235205878714 от 05.05.2023 на обращение Юшина Александра Александровича (вх. № 3/235205878714 от 21.04.2023) незаконным.
Обязать Управление МВД России по г. Самаре в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть обращение Юшина А.А. вх. № 3/235205878714 от 21.04.2023 по существу и направить ответ заявителю в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.08.2023.
Председательствующий судья п/п Е.А. Чиркова
Копия верна.
Судья
Помощник судьи