Гр.дело №2-448/2016 Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Корельской В.В.
с участием истца: Стафеевой О.А.
представителя истца Стафеевой О.А.: Сазонова А.А.,
представителя соответчика ТСЖ «Солнечная»: Коваленко М.Б., действующей на основании доверенности от 20.04.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стафеевой О.А. к Отделу сбыта Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1», Товариществу собственников жилья «Улица Солнечная» о признании незаконными действий по принудительному навязыванию услуги и требования по внесению оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Стафеева О.А. обратилась в суд с иском к отделу сбыта Апатитской ТЭЦ филиала Кольский Открытого акционерного общества «ТГК-1» об оспаривании законности действий ответчика в начислении коммунальных услуг в виде тепловой энергии. В обоснование иска указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... В принадлежащем ей жилом помещении в ... году выполнено переустройство системы отопления квартиры на электрообогрев, а именно: произведен демонтаж радиаторов центрального отопления с последующей установкой электроконвекторов. Несмотря на произведенное переустройство жилого помещения, с января 2016 года ответчиком производится начисление коммунальных услуг в виде отопления, потребителем которых она не является. Направленное в адрес ответчика обращение о необоснованности действий по выставлению счетов по оплате несуществующей услуги было проигнорировано ответчиком. Просит суд признать незаконными требования ответчика по принудительному навязыванию и оплате несуществующей услуги по отоплению.
Определением судьи от 24 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечено Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее - ОАО «ТГК-1») и Товарищество собственников жилья «Улица Солнечная» (далее - ТСЖ «Улица Солнечная»).
Истец Стафеева О.А. и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, настаивая на их удовлетворении. Представитель истца пояснил, что демонтированные в ... году в квартире истца радиаторы отопления общим имуществом собственников многоквартирного дома не являются, расположенные в квартире стояки отопления заизолированы и функцию передачи тепла не осуществляют, при этом, какие либо теплопотери для общедомовой системы теплоснабжения в результате произведенного истцом переустройства системы отопления в квартире отсутствуют, что было подтверждено в результате проведенного исследования с помощью тепловизора.
Представитель ответчика ОАО «ТГК-1» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения по иску, в которых указал, что потребитель в многоквартирном доме не вправе самовольно демонтировать обогревающие элементы, предусмотренные проектной технической документацией на многоквартирный дом, осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, совершать иные действия, влекущих понижение температуры воздуха в жилом помещении, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает прекращения потребления тепловой энергии, поскольку в находящемся в квартире стояке отопления происходит отдача тепла. Кроме того, происходит потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях, которые подлежат оплате собственником вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих ему помещений. Считает, что право потребителя на отказ от предоставления и оплаты услуг центрального отопления в многоквартирном доме может быть реализован посредством отключения от центральной системы отопления в целом по многоквартирному дому, а не отдельных его помещений. Принятие решения о начислении с 01 января 2016 года платы за коммунальную услугу по отоплению в квартирах, переведенных на электрический обогрев, было вызвано поступившим уведомлением Государственной жилищной инспекции Мурманской области. Полагает, что положения действующего законодательства, не освобождает собственника квартиры ... - истца, от внесения платы за отопление в жилом помещении и общедомовые нужды и исключает возможность перерасчета. Просит суд в иске отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика ОАО «ТГК-1».
Представитель ответчика ТСЖ «Улица Солнечная» в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что требования истца обоснованны, поскольку произведенный истцом демонтаж радиаторов отопления был произведен в установленном законом порядке и истец, как потребитель, вправе производить оплату только тех коммунальных услуг, которые были им получены.
Выслушав пояснения истца и его представителя, представителя соответчика ТСЖ «Улица Солнечная», исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Как установлено в судебном заседании, Стафеева О.А. является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: ....
Распоряжением и.о.Главы администрации города Кировска Мурманской области №... от ... истцу разрешено выполнить переустройство отопления квартиры по указанному адресу.
... Отделом архитектуры и градостроительства Администрации г.Кировска истцу Стафеевой О.А. выдано архитектурно-планировочное задание №... на переустройство квартиры по адресу: ... (л.д. 92).
На основании указанного задания ООО «...» разработана техническая документация (проект №... с пояснительной запиской и гидравлическим расчетом стояков отопления) на перевод помещений квартиры с централизованной системой отопления, на электрическое отопление.
Работы по демонтажу радиаторов отопления, электромонтажных работ согласно указанного проекта в квартире истца выполнены КДО ОАО «...» по договору подряда (л.д. 88).
По заключению ГУ Управления МЧС по Мурманской области УГПД №... от ... замена водяного отопления на электрическое в квартире ... по проекту ..., разработанному ООО «...», соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации.
... приемочной комиссией подписан Акт приемки законченного переустройством жилого помещения, согласно которого переустройство квартиры, принадлежащей истцу, является завершенным (л.д. 10).
Как следует из технического паспорта жилого помещения квартиры ... (раздел III) в квартире предусмотрено электрическое отопление.
Таким образом, в настоящее время в принадлежащей истцу квартире демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы), стояки отопления проходят через квартиру транзитом.
Соответствующие изменения, связанные с переустройством системы отопления, внесены в технический паспорт квартиры и в план квартиры.
В январе 2016 года истцу выставлен платежный документ для внесения платы за отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с которым истцу начислена услуга по отоплению в сумме ..., горячее водоснабжение (теплоэнергия) - ....
Как следует из пояснений представителя ответчика ТСЖ «Улица Солнечная» жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано, в многоквартирном доме ... коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии поверен, но не принят к коммерческому учету.
Истец Стафеева О.А. обратилась с настоящим иском в суд, обосновывая заявленные требования тем, что в связи с отсутствием в её квартире приборов теплоснабжения (радиаторов центрального отопления), и, соответственно не получения услуг централизованного теплоснабжения, исполнитель коммунальных услуг (в настоящем случае - ресурсоснабжающая организация) не вправе требовать их оплаты.
Данные доводы истца суд полагает необоснованными исходя из следующего.
Согласно пункту 40 Правил №354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1434, действующей с 30.12.2015 года) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В силу пункта 2 указанных Правил "норматив потребления коммунальной услуги" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзацем первым пункта 42(1) Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения №2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Расчет по указанной формуле производится исходя из показателей общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа на тепловую энергию.
С 28 февраля 2015 года, в новой редакции, действует пункт ... 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 №129) содержащий формулу расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, единицей измерения - Гкал на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, который определяется исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площадь жилых домов (в квадратных метрах - показатель -.
При этом, пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
С 27 апреля 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 № 344 из подпункта "е" пункта 7 указанных Правил удалена единица измерения норматива потребления услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Таким образом, если ранее при расчете норматива потребления общий расход тепловой энергии распределялся на суммарную площадь как жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, так и помещений, входящих в состав общего имущества, то теперь данный расход распределяется только на площадь жилых и нежилых помещений в доме, и соответственно, плата за отопление не разделяется на две части - за услуги, предоставленные на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды.
Из анализа указанных норм права в их совокупности и взаимосвязи следует, что на истце, как участнике жилищных правоотношений, лежит бремя содержания, в том числе общего имущества многоквартирного дома, которое также отапливается. При таких обстоятельствах, утверждение истца и ее представителя об отсутствии правовых оснований для взимания с нее платы за отопление, в том числе на общедомовые нужды, противоречит положениям действующего жилищного законодательство.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности определения раздельного норматива потребления коммунальных услуг в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом помещении.
Таким образом, оспариваемые истцом действия ресурсоснабжающей организации (ответчика ОАО «ТГК-1») по начислению истцу платы за отопление по нормативу, соответствующему действующему законодательству, не свидетельствует о незаконности его действий.
С учетом изложенного, суд считает правомерным начисление истцу Стафеевой О.А. платы за отопление в порядке, предусмотренном Правилами №354 и установленными формулами без каких-либо исключений для помещений с установленными электронагревательными приборами, поскольку иного порядка, а также невозможность применения указанных формул (либо изменения каких-либо исходных показателей по алгоритму применяемых формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев, закон не предусматривает.
При этом, само по себе наличие разрешения на установку электронагревательных приборов и согласование переоборудования квартиры в установленном законом порядке не свидетельствует об отсутствии у собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Стафеевой О.А. к Отделу сбыта Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1», Товариществу собственников жилья «Улица Солнечная» о признании незаконными действий по принудительному навязыванию услуги и требования по внесению оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья : С.Н. Кулыгина