РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 14 сентября 2018 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Кожевниковой А.В.,
с участием прокурора Ищенко А.В.,
истца Орловой О.Ю.,
представителя ответчика Чарской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1521/2018 по иску прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Орловой О. Ю. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании незаконным приказа и восстановлении Орловой О. Ю. на учете для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор Дзержинского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Орловой О.Ю., указав, что проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что Орлова О.Ю. и "Сестра" на основании постановления Главы администрации МО Пригородный район № 1744 от 20.10.2005 были признаны детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку решением Пригородного районного суда Свердловской области от 01.12.2005 их родители были лишены в отношении них родительских прав, в связи с чем Орлова О.Ю. и Орлова A.IO. были помещены в детский дом на полное государственное обеспечение.
На основании приказа начальника Управления социальной политики по Пригородному району № 445-ОП от 18.10.2013 Орлова О.Ю. была принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, по основанию отсутствия жилого помещения.
Орлова О.Ю. и "Сестра" с рождения зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>,, являющимся муниципальной собственностью, которое было предоставлено 19.08.1993 ФИО3 на основании ордера, при этом, Орлова О.Ю. в нем фактически никогда не проживала.
Согласно акту обследования жилого помещения Администрацией г. Нижний Тагил по указанному выше адресу от 10.08.2016, в жилом помещении установлена металлическая дверь, оконные проемы забиты деревянными щитами, состояние жилого помещения антисанитарное.
При рассмотрении гражданского дела по иску Администрации г.Нижний Тагил к ФИО4, ФИО4, ФИО1 и Орловой О.Ю. о расторжении договора социального найма на жилое помещение - <адрес> и признании ответчиков прекратившими право пользования указанным жилым помещением, Дзержинским районным судом г.Нижнего Тагила, а также в последующем 17.05.2017 судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда было установлено, что "Сестра" и Орлова О.Ю. обладают правом пользования спорным жилым помещением по указанному выше адресу на условиях социального найма, поскольку являются членами семьи нанимателя, однако, проживать в принадлежащем им на условиях социального найма жилом помещении невозможно, что также установлено непосредственно наймодателем (Администрацией города) при проведении обследования, соответственно, установление факта нахождения спорного жилого помещения в антисанитарном состоянии и непригодном для проживания, свидетельствует о необеспеченности Орловой ЁТО. и Орловой О.Ю. жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Прокурор указывает, что в нарушение положений действующего федерального законодательства, содержащихся в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а также вопреки выводам судов первой и второй инстанций, приказом заместителя начальника Управления социальной политики по г.Нижний Тагил и Пригородному району № 2002-ОП от 15.09.2017 Орлова О.Ю. снята с учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и исключена из списка названной категории лиц для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по муниципальному образованию «Горноуральский городской округ», что существенно нарушает гарантированные государством, жилищные права наиболее социально незащищенной категории граждан, к которым относится Орлова О.Ю., поскольку фактически последняя жилым помещением не обеспечена.
Несмотря на принесенный 16.02.2018 прокурором района протест на данный приказ и представление об устранении нарушений закона, внесенное в адрес начальника названного органа Пануш Л.Ю. Управлением социальной политики по г.Нижний Тагил и Пригородному району в удовлетворении указанных актов прокурорского реагирования отказано.
В связи с этим прокурор просит признать незаконным приказ Управления социальной политики по г.Нижний Тагил и Пригородному району № 2002-ОП от 15.09.2017 о снятии Орловой О.Ю. с учета для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, незаконным и обязать ответчика восстановить Орлову О.Ю. на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на прежних правовых условиях.
В судебном заседании прокурор, а также сама Орлова О.Ю. поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в обосновании искового заявления.
При этом истец Орлова О.Ю. пояснила суду, что в квартире по адресу: <адрес> проживать нельзя, так как дверь квартиры заварена, в квартире нет стен, пола, окон и батарей. Для восстановления квартиры нужны большие затраты на ремонт. По поводу ремонта она сама никуда не обращалась. Ей ничего не известно про Коровиных.
Представитель ответчика Чарская М.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержав доводы письменного отзыва на исковое заявление, из которого следует, что Орлова О.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать "Мать" и отец "Отец" решением Пригородного районного суда Свердловской области от 01.12.2005 лишены родительских прав. На основании приказа Управления социальной политики по Пригородному району № 445-ОП от 18.10.2013 Орлова О.Ю. была принята на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, по основанию отсутствие жилого помещения. Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району, издавая приказ № 2002-ОП от 15.09.2017 о снятии Орловой О.Ю. с учета для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда Свердловской области» руководствовалось нормами законодательства, регулирующими постановку и снятие с учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Ответчик указывает, что он в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 20 Закона Свердловской области от 22.03.2006 г. № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» устанавливает обстоятельства, при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным. Снятие граждан, состоящих на учете для предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, с учета осуществляется по результатам проверки наличия обстоятельств являющихся основаниями для принятия решения о снятии граждан с такого учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения проверок, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 21.06.2013 № 778-ПП, в сентябре 2017 года была проведена плановая проверка оснований у Орловой О.Ю. состоять на учете для целей предоставления жилых помещений, в ходе которой было установлено, что у Орловой О.Ю. отпали основания состоять на учете, поскольку не был установлен факт невозможности проживания Орловой О.Ю. в жилом помещении, так как общая площадь жилого помещения 68.8 кв.м., где зарегистрировано 4 человека и на 1 человека приходится более учетной нормы площади жилого помещена установленной на территории города Нижний Тагил (12 кв.м.).
Также ответчик ссылается, что единственным документом, подтверждающим факт непригодности жилого помещения для постоянного проживания или несоответствия жилого помещения установленным для жилы помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательств Российской Федерации является заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном Положением о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания i многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным да проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На момент принятия Управлением приказа заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания Орловой О.Ю. представлено не было и этот вопрос как следует из ответа администрации города Нижний Тагил № 22-01/1937 от 05.09.2018 на межведомственной комиссии не рассматривался, кроме того, жилые помещения могут быть признаны непригодными для проживания только вследствие признания многоквартирного дома аварийным.
Ответчик полагает, что решение Дзержинского районного суда г.Нижнего Тагила по гражданскому делу по иску Администрации г. Нижний Тагил к ФИО4, ФИО4, Орловой О.Ю., "Сестра" о расторжении договора социального найма на жилое помещение и признании ответчиков прекратившими право пользования указанным жилым помещением, а так же апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17.05.2017, содержащие сведения о том, что Орлова О.Ю. и "Сестра" обладают правом пользования спорным жилым помещением по вышеуказанному адресу на условиях социального найма, поскольку являются членами семьи нанимателя, однако, проживать в принадлежащем им на условиях социального найма жилом помещении невозможно, что установлено непосредственно наймодателем при проведении обследования, соответственно, установление факта нахождения жилого помещения в антисанитарном состоянии и непригодном для проживания свидетельствует о необеспеченности Орловой О.Ю. и "Сестра" жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не может являться основанием для решения вопроса о снятии (постановке) на учет Орловых, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, поскольку данные выводы были сделаны судами в рамках рассмотрения конкретного гражданского дела, по заявленным сторонами исковым требованиям и доводам апелляционной жалобы и были направлены на обоснование конкретного судебного решения. При рассмотрении вышеуказанного гражданского дела судом не вынесено решение о признании жилого помещения не пригодным для проживания и не соответствующим санитарным нормам.
Определением суда от 16.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Нижнего Тагила, представитель которой в судебное заседание не явился и направил в суд письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований и указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. Данное жилое помещение было предоставлено ФИО2 на основании ордера на состав семьи из 7 человек. В настоящее время истец является зарегистрированной в вышеуказанном жилом помещении. Истец в течение длительного времени не проживает по месту регистрации, в квартире установлена металлическая дверь, оконные проемы заколочены деревянными щитами, квартира пустует. 27.04.2016 в адрес истицы было направлено предупреждение № 01-06/2351 с требованием устранить повреждения, ведущие к разрушению жилого помещения в срок до 15.06.2016. Требование до настоящего момента не исполнено. По мнению третьего лица данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец добровольно выехала из указанного жилого помещения, не проживает в нем в течение длительного времени, не использует жилое помещение по назначению, не исполняет обязанности по оплате за наем жилого помещения, не воспользовалась правом на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан, то есть добровольно, в соответствии со статьей 83 ЖК РФ прекратила в отношении себя право пользования жилым помещением. Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, принятие решений о признании жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления. В связи с этим единственным допустимым доказательством, подтверждающим, что жилое помещение является непригодным для проживания является соответствующее решение органа местного самоуправления, вынесенное на основании заключения межведомственной комиссии. Прокурором постановление о признании жилого помещения, принадлежащего на условиях социального найма истице, непригодным для проживания не представлено. Таким образом, ни суд, ни тем более прокурор не являются органами, уполномоченными принимать решение о пригодности (непригодности) жилого дома, принадлежащего истице, для проживания.
Учитывая надлежащее извещение третьего лица, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 40), согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 4 указанной выше нормы предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, вследствие ненадлежащего исполнения родительских обязанностей родителями истца Орловой О.Ю. – "Мать" и "Отец", несовершеннолетние Орлова О.Ю. и "Сестра" на основании постановления Главы администрации муниципального образования Пригородный район № 1744 от 20.10.2005 были устроены в детский дом. При этом за ними была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 12).
В дальнейшем постановлением администрации Горноуральского городского округа № 1874 от 17.08.2013 данное постановление было отменено (л.д. 13).
На основании обменного ордера № 2234 от 19.08.1993 ФИО3 в порядке обмена была вселена в квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 19).
Согласно справке МКУ СПО от 02.08.2016 в указанном жилом помещении с 29.01.1994 имеют регистрацию ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., "Сестра" с ДД.ММ.ГГГГ и Орлова О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
На основании приказа начальника Управления социальной политики по Пригородному району № 445-ОП от 18.10.2013 Орлова О.Ю. была принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 14).
Приказом № 1983-ОП от 13.09.2017 Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району Орловой О.Ю. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, из которого следует, что по данному адресу зарегистрировано 5 человек, общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении составляет 13,73 кв.м., что является боле учетной нормы по г.Нижнему Тагилу, установленной постановлением Главы города нижний Тагил от 22.11.2007 № 1423 (л.д. 32).
Приказом того же органа № 2002-ОП от 15.09.2017 Орлова О.Ю. снята с учета для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области, и исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по муниципальному образованию «Горноуральский городской округ».
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). То есть это помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в том числе признакам благоустройства, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из решения Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила от 11.01.2017 по делу № 2-13/2007 судом при рассмотрении иска администрации г. Нижнего Тагила к "Сестра" и Орловой О.Ю. было установлено, что администрация обращалась с требованиями о приведении жилого помещения в состояние, пригодное для проживания. Согласно актам обследования квартиры от 22.04.2016, 27.06.2016, 10.08.2016, представленным администрацией г. Нижнего Тагила состояние жилого помещения антисанитарное, квартира захламлена бытовым мусором, входная дверь закрыта на болт, оконные проемы забиты деревянными щитами, квартира обесточена, нет электрической энергии, разобраны полы, отсутствуют радиаторы (л.д. 21-24).
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда по делу № 33-7228/2017 от 17.05.2017 следует, что в период вынужденного отсутствия Орловой О.Ю. и "Сестра", связанного с проживанием в детском учреждении на полном государственном обеспечении наймодатель – администрация г.Нижнего Тагила была обязана содержать жилое помещение в надлежащем состоянии и проводить капитальный ремонт квартиры. При этом наймодателем непосредственно было установлено, что проживать в жилом помещении невозможно, соответственно установление факта нахождения жилого помещения в антисанитарном состоянии свидетельствует о необеспеченности Орловой О.Ю. и "Сестра" жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. При этом судебная коллегия, отменяя решение районного суда в части возложения на ответчиков обязанности привести жилое помещение в пригодное состояние, указала, что отказ в удовлетворении иска администрации не может быть основанием для исключения "Сестра" и Орловой О.Ю. из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 26-31).
Таким образом, ранее при рассмотрении гражданского дела с участием тех же сторон было установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям Положениям о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что в силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе постановлением мирового судьи, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с этим суд отклоняет возражения ответчика и третьего лица – администрации г. Нижнего Тагила, указывающих на необходимость установления факта непригодности для проживания жилого помещения на основании заключения межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления.
Кроме этого, суд, привлекая администрацию г. Нижнего Тагила к участию в деле, указал на необходимость представить доказательства обследования жилого помещения на пригодность к проживанию.
Таким образом, третье лицо имело возможность провести заседание межведомственной комиссии, созданной при третьем лице с целью получения заключения межведомственной комиссии, но не сделало этого.
Принимая приказы № 1983-ОП от 13.09.2017 об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, и приказ № 2002-ОП от 15.09.2017 о снятии Орловой О.Ю. с учета для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району не учло вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии квартиры Положению о признании помещения жилым помещением, следовательно, приказ № 2002-ОП от 15.09.2017 о снятии Орловой О.Ю. с учета для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области является незаконным.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство социальной политики Свердловской области возложены обязанности: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Из материалов дела также следует, что у Орловой О.Ю. отсутствуют на праве собственности какие-либо объекты недвижимого имущества, на условиях договора найма жилое помещение ему также не предоставлялось.
Органами опеки какие-либо жилое помещение за истцом не закреплялось.
При таких обстоятельствах нарушенные жилищные права Орловой О.Ю. подлежат судебной защите путем не только признания незаконным спорного приказа № 2002-ОП от 15.09.2017, но и возложения на ответчика обязанности по восстановлению Орловой О.Ю. в списке лиц, принятых на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский детский дом-школа» в интересах Иванова И. В. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району № 2002-ОП от 15.09.2017 о снятии Орловой О. Ю. с учета для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанность в течение 10 дней после вступления решения в законную силу восстановить Орлову О. Ю., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> в списке лиц, принятых на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области на прежних правовых условиях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 18 сентября 2018 года.
Судья подпись Луценко В.В.
Копия верна
Судья Луценко В.В.