Судья: Постникова П.В. дело № 21-177/2018
РЕШЕНИЕ
30 июля 2018 года город Орел
Судья Орловского областного суда Георгинова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «<...>» Орловой Елены Алексеевны на постановление главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Натальи Александровны от 20 февраля 2018 года №Э, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица Орловой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э, директор Общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту - ООО «<...>», Общество) Орлова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вмененное в вину Орловой Е.А. административное правонарушение заключается в том, что она, замещая должность директора ООО «<...>», являющегося гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории <адрес>, в отсутствие сооружений, предназначенных для очистки канализационных вод от многоквартирных жилых домов, расположенных на <адрес> сельского поселения, с <дата> г. по <дата> не предусмотрела мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства.
В связи с этим, фактический сброс канализационных вод от названных многоквартирных домов производился на рельеф местности в черте указанного населенного пункта, в районе бывшей канализационно-насосной станции, без какой-либо очистки.
Не согласившись с этим постановлением, Орлова Е.А. обжаловала его в районный суд.
Судьей Орловского районного суда Орловской области 29 июня 2018 года принято решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы Орловой Е.А. отказано.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Орлова Е.А. ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Орлова Е.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просила, в связи с чем, судьей областного суда постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника Орловой Е.А.- Коньшина И.Г., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу должностного лица административного органа Мазаловой Н.А., прихожу к выводу об отмене постановления административного органа, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Орловой Е.А., по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Как следует из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу статьи 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, на основании обращения ФИО6 по вопросу систематического сброса канализационных стоков от многоквартирного <адрес> в <адрес>, должностным лицом административного органа Мазаловой Н.А. <дата> был осуществлен выезд в <адрес>.
При обследовании территории, прилегающей к дому № по <адрес> в <адрес>, на участке, где размещена разрушенная канализационно - насосная станция, выявлен факт сброса канализационных вод от многоквартирных домов по <адрес> на рельеф местности без их предварительной очистки.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте планового обследования от <дата>, и послужили поводом к составлению в отношении директора ООО «<...>» Орловой Е.А. протокола об административном правонарушении от 9 февраля 2018 г. по статье 8.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружения (содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства).
Постановлением должностного лица административного органа Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э, директор ООО «<...>» Орлова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Проверяя законность принятого по делу постановления об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Орловой Е.А. состава вмененного ей административного правонарушения и доказанности ее вины применительно к требованиям статьи 2.4 КоАП РФ.Между тем, с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Общество на основании соглашения от <дата> о передаче прав и обязанностей в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории <адрес>, заключенного с ООО «<...>», приняло права и обязанности по концессионному соглашению №1, заключенному <дата> между администрацией <адрес> и ООО «<...>», в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории <адрес>.
По условиям указанных соглашений, Обществу были переданы права временного владения и пользования водопроводом, размещенным по адресу: <адрес>, наружным водопроводом к общежитию по адресу: <адрес>, а также дворовой канализацией и наружной канализацией по тому же адресу, с исполнением за свой счет обязательств по содержанию и реконструкции данных объектов имущества, поддержанию их в исправном состоянии с проведением текущего и капитального ремонта; осуществлению мероприятий по улучшению эксплуатационных свойств объектов имущества в составе объекта соглашения.
При этом из материалов дела усматривается, что канализационно - насосная станция, расположенная в <адрес>, ранее закрепленная за БОУ ОО СПО «<...>», Обществу не передавалась ввиду ее разрушения и списания на основании приказа Управления образования и молодежной политики Департамента образования и молодежной политики Орловской области от <дата> №.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Орловского районного суда Орловской области от 25 ноября 2015 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 февраля 2016 г., по иску прокуратуры Орловского района признано незаконным бездействие администрации Платоновского сельского поселения Орловского района и администрации Орловского района по организации водоотведения на территории <адрес>, на администрацию Орловского района возложена обязанность по организации в границах населенного пункта <адрес> в районе улиц <адрес> и <адрес> системы водоотведения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм.
Установлено, что на момент проведения административным органом проверки обращения жителя <адрес> о нарушении требований экологического законодательства, судебный акт исполнен не был, капитальный ремонт сетей водоотведения в <адрес>, являвшийся предметом муниципального контракта от <дата>, заключенного между администрацией Орловского района и ООО «<...>», не выполнен, в связи с чем, система водоотведения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм в период с <дата> г. по <дата> не функционировала.
Таким образом, в составе объектов, переданных Обществу органом местного самоуправления на основании концессионного соглашения, не имелось сооружения, обеспечивающего экологическую безопасность при содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства.
Следовательно, в отсутствие сооружений, предназначенных для очистки канализационных вод, обязанность по обустройству которых была возложена судом еще в <дата> г. на администрацию Орловского района, на директора Общества Орлову Е.А. не были возложены служебные обязанности, неисполнение которых вменено ей административным органом.
Изложенное исключает наличие в действиях Орловой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Этим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, судья районного суда оценки не дал, несмотря на то, что Орлова Е.А. в своей жалобе приводила доводы о том, что не является субъектом вмененного ей административного правонарушения и не допускала несоблюдения экологических требований при эксплуатации сооружений.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица административного органа Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 г. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Натальи Александровны от 20 февраля 2018 года №Э, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 года, вынесенные в отношении Орловой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Орловского
областного суда Н.А. Георгинова
Судья: Постникова П.В. дело № 21-177/2018
РЕШЕНИЕ
30 июля 2018 года город Орел
Судья Орловского областного суда Георгинова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «<...>» Орловой Елены Алексеевны на постановление главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Натальи Александровны от 20 февраля 2018 года №Э, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица Орловой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э, директор Общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту - ООО «<...>», Общество) Орлова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вмененное в вину Орловой Е.А. административное правонарушение заключается в том, что она, замещая должность директора ООО «<...>», являющегося гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории <адрес>, в отсутствие сооружений, предназначенных для очистки канализационных вод от многоквартирных жилых домов, расположенных на <адрес> сельского поселения, с <дата> г. по <дата> не предусмотрела мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства.
В связи с этим, фактический сброс канализационных вод от названных многоквартирных домов производился на рельеф местности в черте указанного населенного пункта, в районе бывшей канализационно-насосной станции, без какой-либо очистки.
Не согласившись с этим постановлением, Орлова Е.А. обжаловала его в районный суд.
Судьей Орловского районного суда Орловской области 29 июня 2018 года принято решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы Орловой Е.А. отказано.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Орлова Е.А. ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Орлова Е.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просила, в связи с чем, судьей областного суда постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника Орловой Е.А.- Коньшина И.Г., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу должностного лица административного органа Мазаловой Н.А., прихожу к выводу об отмене постановления административного органа, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Орловой Е.А., по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Как следует из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу статьи 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, на основании обращения ФИО6 по вопросу систематического сброса канализационных стоков от многоквартирного <адрес> в <адрес>, должностным лицом административного органа Мазаловой Н.А. <дата> был осуществлен выезд в <адрес>.
При обследовании территории, прилегающей к дому № по <адрес> в <адрес>, на участке, где размещена разрушенная канализационно - насосная станция, выявлен факт сброса канализационных вод от многоквартирных домов по <адрес> на рельеф местности без их предварительной очистки.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте планового обследования от <дата>, и послужили поводом к составлению в отношении директора ООО «<...>» Орловой Е.А. протокола об административном правонарушении от 9 февраля 2018 г. по статье 8.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружения (содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства).
Постановлением должностного лица административного органа Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э, директор ООО «<...>» Орлова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Проверяя законность принятого по делу постановления об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Орловой Е.А. состава вмененного ей административного правонарушения и доказанности ее вины применительно к требованиям статьи 2.4 КоАП РФ.Между тем, с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Общество на основании соглашения от <дата> о передаче прав и обязанностей в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории <адрес>, заключенного с ООО «<...>», приняло права и обязанности по концессионному соглашению №1, заключенному <дата> между администрацией <адрес> и ООО «<...>», в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории <адрес>.
По условиям указанных соглашений, Обществу были переданы права временного владения и пользования водопроводом, размещенным по адресу: <адрес>, наружным водопроводом к общежитию по адресу: <адрес>, а также дворовой канализацией и наружной канализацией по тому же адресу, с исполнением за свой счет обязательств по содержанию и реконструкции данных объектов имущества, поддержанию их в исправном состоянии с проведением текущего и капитального ремонта; осуществлению мероприятий по улучшению эксплуатационных свойств объектов имущества в составе объекта соглашения.
При этом из материалов дела усматривается, что канализационно - насосная станция, расположенная в <адрес>, ранее закрепленная за БОУ ОО СПО «<...>», Обществу не передавалась ввиду ее разрушения и списания на основании приказа Управления образования и молодежной политики Департамента образования и молодежной политики Орловской области от <дата> №.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Орловского районного суда Орловской области от 25 ноября 2015 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 февраля 2016 г., по иску прокуратуры Орловского района признано незаконным бездействие администрации Платоновского сельского поселения Орловского района и администрации Орловского района по организации водоотведения на территории <адрес>, на администрацию Орловского района возложена обязанность по организации в границах населенного пункта <адрес> в районе улиц <адрес> и <адрес> системы водоотведения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм.
Установлено, что на момент проведения административным органом проверки обращения жителя <адрес> о нарушении требований экологического законодательства, судебный акт исполнен не был, капитальный ремонт сетей водоотведения в <адрес>, являвшийся предметом муниципального контракта от <дата>, заключенного между администрацией Орловского района и ООО «<...>», не выполнен, в связи с чем, система водоотведения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм в период с <дата> г. по <дата> не функционировала.
Таким образом, в составе объектов, переданных Обществу органом местного самоуправления на основании концессионного соглашения, не имелось сооружения, обеспечивающего экологическую безопасность при содержании и обслуживании комплекса водопроводно- канализационного хозяйства.
Следовательно, в отсутствие сооружений, предназначенных для очистки канализационных вод, обязанность по обустройству которых была возложена судом еще в <дата> г. на администрацию Орловского района, на директора Общества Орлову Е.А. не были возложены служебные обязанности, неисполнение которых вменено ей административным органом.
Изложенное исключает наличие в действиях Орловой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Этим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, судья районного суда оценки не дал, несмотря на то, что Орлова Е.А. в своей жалобе приводила доводы о том, что не является субъектом вмененного ей административного правонарушения и не допускала несоблюдения экологических требований при эксплуатации сооружений.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица административного органа Мазаловой Н.А. от 20 февраля 2018 г. №Э и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 г. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного специалиста отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды Мазаловой Натальи Александровны от 20 февраля 2018 года №Э, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 29 июня 2018 года, вынесенные в отношении Орловой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Орловского
областного суда Н.А. Георгинова