дело № 2-197/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Суксун 29 июля 2014 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя заявителя, действующего по доверенности Озорнина Н.А.,
представителя заинтересованного лица Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края, действующего по доверенности Мелентьева А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колчанова И. А. о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.8 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №
У С Т А Н О В И Л:
Колчанов И.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.8 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Земского собрания Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).
Требование мотивирует тем, что на его обращение в Комитет имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района Пермского края (далее – КИО администрации района) о предоставлении земельного участка в аренду, публикация о котором была размещена ДД.ММ.ГГГГ № № (11802-11804), им получен отказ. Данный ответ подготовлен на основании Положения, которое не соответствует антимонопольному и земельному законодательству, нарушает права не только его, но и неопределенного круга лиц. Так, пункт 2.8 Положения не предусматривает проведения открытой (конкурсной) процедуры предоставления земельных участков, он только по факту решения комиссии обязывает орган соблюсти формальную процедуру публикации в газете информации о том, что участок предоставляется в аренду. Положением не предусмотрено ни торгов, ни предварительных уведомлений о предоставлении земельного участка в аренду, что противоречит закону «О защите конкуренции» (статья 15) и Земельному кодексу РФ, согласно которому в случае, если несколько лиц изъявили желание получить один и тот же государственный или муниципальный земельный участок в пользование, необходимо проводить торги.
В судебном заседании представитель заявителя Озорнин Н.А. на заявлении настаивает по доводам, изложенным в нем, также указал, что пунктом 2.8 Положения нарушается принцип эффективности управления и распоряжения органом местного самоуправления земельными участками.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу дела поддержал позицию заявителя, указав при этом следующее. Земельный кодекс РФ не ограничивает во времени существование у заинтересованных граждан права на предоставление им или передачу земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, моментом обращения первого из них с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст.ст. 29, 31, 34 ЗК РФ. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.4 ст. 30 ЗК РФ, что отвечает принципу сочетания интересов общества, граждан и юридических лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить публичность, справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Полагает, что действия КИО администрации района по отказу в предоставлении земельного участка заявителю, а также действия Земского собрания района по утверждению пункта 2.8 Положения не соответствуют ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б. с заявленным требованием не согласен, в обоснование своей позиции в судебном заседании привел доводы, которые сводятся к следующему. Предметом торгов в силу положений ст. 38 ЗК РФ может быть только сформированный земельный участок. При предоставлении же земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ в порядке, предусмотренном Положением, изначально сформированный земельный участок отсутствует, инициатором его формирования выступает заинтересованное лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в КИО администрации района. Такое лицо формирует испрашиваемый земельный участок согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ за свой счет. Сформировать же земельный участок за счет одного лица и предоставить его другому лицу, орган местного самоуправления не вправе. Положениями ст. 34 ЗК РФ не предусмотрено управление и распоряжение органом местного самоуправления земельными участками путем проведения торгов. По ст. 34 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков принимается органом местного самоуправления, а он не может устанавливать порядок проведения торгов, поскольку это полномочия органов государственной власти. Кроме того, полагает, что положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» применяться при рассмотрении данного заявления не могут, заявитель как физическое лицо не попадает в сферу действия данного Федерального закона.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колчанов И.А. обратился с заявлением в КИО администрации района о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты> для сельскохозяйственного использования. Письмом председателя КИО администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № Колчанову И.А. сообщено, что его заявление оставлено без удовлетворения в связи с тем, что на данный земельный участок ранее, ДД.ММ.ГГГГ поступило аналогичное заявление от М., которой в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ и Положения была выдана утвержденная схема расположения земельного участка для проведения кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета за свой счет, а после предоставления М. кадастрового паспорта земельного участка с ней был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Также сообщено, что в соответствии с пунктом 2.8 Положения информационное сообщение через средства массовой информации о предстоящем предоставлении носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка (то есть иные заявки на предоставление земельного участка не принимаются). В соответствии с п. 3.1 Положения предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется посредством проведения торгов в случаях, когда инициатором предоставления земельных участков является администрация Суксунского муниципального района (л.д.6).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают … заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Судом установлено, что Решением Земского собрания Суксунского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьей 34 ЗК РФ утверждено Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района.
Первоначальный текст документа опубликован в районной газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями, внесенными последующими редакциями, – в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ и в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Пунктами 2.1 - 2.12 Положения определен порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В частности, пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с соответствующим заявлением на имя председателя комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения КИО администрации района:
- направляет запросы в функциональные подразделения администрации Суксунского муниципального района и территориальные органы государственной для подготовки заключений о возможности предоставления земельных участков;
- утверждает схему испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте;
- издает распоряжение об утверждении схемы земельного участка на основании готового пакета документов (заявление, кадастровая выписка на земельный участок, необходимые согласования заинтересованных служб, схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте).
Согласно п. 2.5 Положения КИО администрации района организует заседание комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Комиссия), в течение 20 календарных дней с момента поступления пакета документов.
Согласно пункту 2.8 Положения в случае принятия Комиссией положительного решения КИО администрации района в течение 10 дней со дня принятия решения Комиссией извещает заявителя о предстоящем предоставлении земельного участка с приложением выписки из протокола, обеспечивает информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка. Информационное сообщение через средства массовой информации о предстоящем предоставлении носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка. В информационном сообщении должны быть указаны следующие сведения: адрес расположения земельного участка, примерная площадь земельного участка, вид права, на котором предоставляется земельный участок, цель использования земельного участка.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 2.9 Положения).
Комитет имущественных отношений в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка готовит проект распоряжения о предоставлении земельного участка (пункт 2.10 Положения).
Таким образом, вышеуказанные пункты Положения предусматривают заявительный порядок предоставления земельных участков, обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременная публикация такой информации не предусматривается.
Исходя из смысла указанного Положения, во всех случаях предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством осуществляется в пользу лица, подавшего заявление, минуя стадию информирования населения о предоставляемом земельном участке, условиях и правах его предоставления.
Между тем, суд считает, что положения пунктов 2 - 6 статьи 34 ЗК РФ, устанавливающие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, должны применяться в нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, также регламентирующих данный порядок. А в соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, как указано выше, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исходя из буквального толкования данных норм права, следует, что заявлений о предоставлении земельного участка может быть более чем от одного гражданина; должен быть установлен срок для их поступления в орган местного самоуправления до начала рассмотрения; все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, подлежат рассмотрению.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности передачи земельных участков в собственность (аренду), а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации и, как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок требованиям пункта 1 статьи 34 ЗК РФ не соответствует.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, установленных пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ, не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не создает.
Сами по себе утверждение схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, изготовление кадастрового паспорта являются этапами в процедуре предоставления земельного участка, и не снимают с органа местного самоуправления обязанности по выполнению предписаний пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, в частности, по заблаговременной публикации информации о предоставляемых земельных участках и в том случае, когда вопрос о предоставлении инициирован гражданином посредством подачи заявления.
Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные пунктами 2 - 6 статьи 34 ЗК РФ, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности, исходя из общих принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления, установленных пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ, что сопряжено с необходимостью опубликования соответствующей информации.
При изложенных обстоятельствах суд признает пункт 2.8 Положения противоречащим абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ. Следовательно, в этой части в соответствии с п.2 ст. 253 ГПК РФ Положение надлежит признать недействующим, со дня вступления в силу решения суда, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся субъектами регулируемых им правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Колчанова И. А. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству пункт 2.8 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Суксунского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года №, со дня вступления решения суда в законную силу
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение
составлено 04 августа 2014 года