РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21января 2013 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,
при секретаре Балабановой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Асадовой Т.И., представителей ответчика - администрации <адрес> - по доверенности ФИО11 ФИО5 представителя третьего лица Приокского управления Ростехнадзора - по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Мценский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании ответчика разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому и технологическому атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в д. <адрес>, а так же обязать ответчика заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотин указанных выше прудов.
В обоснование иска указано, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - плотины прудов, расположенные в д. в <адрес>. Поскольку в силу положений Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» одним из требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в связи с чем на собственника гидротехнического сооружения указанным законом возложены обязанности по организации эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; по обеспечению разработки и своевременному уточнению критериев безопасности гидротехнического сооружения; по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Поскольку критерии безопасности указанных гидротехнических сооружений и Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов муниципальным образованием <адрес> не разрабатывались, Приокским Управлением Ростехнадзора не утверждались, со стороны администрации <адрес> имеет место несоблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в результате которых жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.
В связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес>, кадастровый №; <адрес> №; <адрес> №, а так же обязать ответчика в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - вышеуказанных плотин прудов.
При подготовке данных гражданских дел к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, администрация <адрес> сельского поселения <адрес> и арендатор плотины пруда, расположенной в деревне <адрес>, ФИО1.
Поскольку исковые требования Мценским межрайонным прокурором были заявлены к одному и тому же ответчику, то в соответствии со ст. 151 ГПК РФ, определением Мценского районного суда от Дата с согласия сторон три гражданских дела были объединены в одно производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора Асадова Т.И. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что Федеральный закон №117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется не на все гидротехнические сооружения, а только на те, повреждения на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Нормы Федерального закона № 225 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» так же применяются только к тем гидротехническим сооружениям, которые относятся к опасным объектам и которые подлежат внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. Поскольку истцом не представлено доказательств, что повреждение вышеуказанных плотин прудов может привести к чрезвычайной ситуации, то нет необходимости в разработке и согласовании с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правил эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес> : в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в <адрес>. И так как указанные плотины прудов не внесены в Российский Регистр гидротехнических сооружений, то не предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении.
Представитель ответчика, Администрации <адрес>, ФИО5 исковые требования так же не признал по вышеизложенным основаниям.
Представитель третьего лица - Приокского управления Ростехнадзора ФИО6 не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> и пояснила, что плотины прудов, расположенных в <адрес>: в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в деревне <адрес> являются гидротехническими сооружениями. И все эти гидротехнические сооружения построены и введены в эксплуатацию до Дата, то есть до вступления в силу ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в связи с чем подлежат внесению в Российский Регистр гидротехнических сооружений в безусловном порядке, согласно заявления собственника и сприложением необходимых информационных данных о гидротехнических сооружениях. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение Регистра возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. От администрации <адрес> заявления о включении гидротехнических сооружений (плотин прудов) в Регистр гидротехнических сооружений не поступало. При этом все гидротехнические сооружения согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», подлежат обязательному страхованию. Если собственник не согласен с тем, что гидротехнические сооружения - плотины прудов относятся к опасным объектам, то он должен предоставить доказательства этого, а именно: представить расчёт вероятного вреда, который равен «0». Расчет вероятного вреда составляется проектировщиками, специалистами - гидротехниками, которые рассчитывают силу гидродинамического удара при аварии, вероятные последствия для населенных пунктов, мостовых переходов, автодорог, ущерб третьим лицам, окружающей среде, работникам, обслуживающим гидротехнические сооружения.
Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не явился, в судебном заседании Дата пояснил, что в Дата между ним и администрацией <адрес> был заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества - плотины пруда, расположенной в д. <адрес> сельского поселения <адрес> сроком на <...> лет. Он считает, что повреждение плотины пруда не вызовет возникновение чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица - глава <адрес> сельского поселения ФИО7 в судебное заседание не явился. В судебном заседании Дата по разрешению спора полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, администраций <адрес> сельского поселения ФИО8 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании Дата по разрешению спора полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - <адрес> сельского поселения в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Выслушав старшего помощника прокурора Мценского межрайонного прокурора <адрес>, представителей ответчика и третьих лиц, изучив письменные материала дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Так, судом установлено, что администрация <адрес> является собственником гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества <адрес>, а так же свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра юридических лиц( л.д. ).
Из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что длина плотины составляет <...> метров, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный № (л.д. ), из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> усматривается, что длина плотины составляет <...> метра, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный № (л.д. ), согласно технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> следует, что длина плотины составляет <...> метров, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный № (л.д. ).
Согласно договора аренды недвижимого имущества от Дата, заключенного между ФИО1 и муниципальным образованием <адрес> в лице начальника Управления по <адрес> ФИО9, муниципальное образование <адрес> передал плотину пруда, протяженностью <...> м., инвентарный №, расположенную по адресу: <адрес> в аренду сроком на <...> лет, до Дата ( л.д. ).
Из результатов проверки <адрес> межрайонной прокуратуры следует, что обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес> муниципальным образованием <адрес> не производилось, Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес>, кадастровый (инвентарный) №; <адрес>, кадастровый номер №; <адрес>, кадастровый № не разрабатывались. Указанное обстоятельство и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", плотины являются гидротехническими сооружениями, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения.аботку и своевременное уточнение критериев безопасности
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Абзацем вторым пункта второго Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а так же гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата №, предусмотрено, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственной власти.
Таким образом, плотины прудов, расположенные в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, являются гидротехническими сооружениями. И именно собственник спорных объектов - администрация <адрес> обязана обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений и организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения подлежит в соответствии со ст.15 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п.2 ст.5 ФЗ от 27.07.2010 г. № 225 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование в соответствии со ст.5 указанного Федерального закона относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
На основании ст. 7 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Совместным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ№117 и Министерства транспорта РФ №66 от 27 апреля 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 года N 117/66, гидротехнические сооружения вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации.
Установлено, что риск гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения администрацией <адрес> так же не застрахован.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Мценского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, необходимо обязать ответчика в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №, плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №, а так же обязать ответчика в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №, плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №, плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
При этом доводы ответчика о том, что в собственности муниципального образования отсутствуют гидротехнические сооружения, относящиеся к опасным объектам и соответственно на которые необходимо разработать Правила эксплуатации и заключить договоры страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений, суд считает несостоятельными по вышеизложенным основаниям.
Кроме этого, в соответствии с п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения,утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. При этом расчет вероятного вреда предоставляется владельцем гидротехнического сооружения в орган надзора.
Но ответчиком не представлен суду расчёт вероятного вреда по спорным гидротехническим сооружениям, равного нулю.
Суд так же считает несостоятельными утверждения ответчика о том, что если вышеуказанные плотины прудов не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, то риск гражданской ответственности не подлежит обязательному страхованию.
Согласно вышеуказанного Административного регламента, собственник гидротехнического сооружения обращается с заявлением о внесении гидротехнических сооружений (плотин прудов) в Регистр гидротехнических сооружений.
При этом ни обращение администрации <адрес> с указанным заявлением и ни внесение гидротехнических сооружений - плотин прудов в Реестр гидротехнических сооружений не освобождает ответчика от обязанности заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотин прудов, поскольку именно собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за это.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Обязать администрацию <адрес> в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым №,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца после составления мотивированного решения суда.
Председательствующий: В.Н. Наумкина