Решение по делу № 2-31/2013 (2-756/2012;) ~ М-971/2012 от 28.11.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21января 2013 года        г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

при секретаре Балабановой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Асадовой Т.И., представителей ответчика - администрации <адрес> - по доверенности ФИО11 ФИО5 представителя третьего лица Приокского управления Ростехнадзора - по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Мценский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании ответчика разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому и технологическому атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в д. <адрес>, а так же обязать ответчика заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотин указанных выше прудов.

В обоснование иска указано, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - плотины прудов, расположенные в д. в <адрес>. Поскольку в силу положений Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» одним из требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в связи с чем на собственника гидротехнического сооружения указанным законом возложены обязанности по организации эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; по обеспечению разработки и своевременному уточнению критериев безопасности гидротехнического сооружения; по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Поскольку критерии безопасности указанных гидротехнических сооружений и Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов муниципальным образованием <адрес> не разрабатывались, Приокским Управлением Ростехнадзора не утверждались, со стороны администрации <адрес> имеет место несоблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в результате которых жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.

В связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес>, кадастровый ; <адрес> ; <адрес> , а так же обязать ответчика в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - вышеуказанных плотин прудов.

При подготовке данных гражданских дел к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, администрация <адрес> сельского поселения <адрес> и арендатор плотины пруда, расположенной в деревне <адрес>, ФИО1.

Поскольку исковые требования Мценским межрайонным прокурором были заявлены к одному и тому же ответчику, то в соответствии со ст. 151 ГПК РФ, определением Мценского районного суда от Дата с согласия сторон три гражданских дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Асадова Т.И. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что Федеральный закон №117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется не на все гидротехнические сооружения, а только на те, повреждения на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Нормы Федерального закона № 225 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» так же применяются только к тем гидротехническим сооружениям, которые относятся к опасным объектам и которые подлежат внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.         Поскольку истцом не представлено доказательств, что повреждение вышеуказанных плотин прудов может привести к чрезвычайной ситуации, то нет необходимости в разработке и согласовании с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правил эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес> : в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в <адрес>. И так как указанные плотины прудов не внесены в Российский Регистр гидротехнических сооружений, то не предусмотрено заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении.

Представитель ответчика, Администрации <адрес>, ФИО5 исковые требования так же не признал по вышеизложенным основаниям.

Представитель третьего лица - Приокского управления Ростехнадзора ФИО6 не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> и пояснила, что плотины прудов, расположенных в <адрес>: в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в деревне <адрес> являются гидротехническими сооружениями. И все эти гидротехнические сооружения построены и введены в эксплуатацию до Дата, то есть до вступления в силу ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в связи с чем подлежат внесению в Российский Регистр гидротехнических сооружений в безусловном порядке, согласно заявления собственника и сприложением необходимых информационных данных о гидротехнических сооружениях. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение Регистра возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. От администрации <адрес> заявления о включении гидротехнических сооружений (плотин прудов) в Регистр гидротехнических сооружений не поступало. При этом все гидротехнические сооружения согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», подлежат обязательному страхованию. Если собственник не согласен с тем, что гидротехнические сооружения - плотины прудов относятся к опасным объектам, то он должен предоставить доказательства этого, а именно: представить расчёт вероятного вреда, который равен «0». Расчет вероятного вреда составляется проектировщиками, специалистами - гидротехниками, которые рассчитывают силу гидродинамического удара при аварии, вероятные последствия для населенных пунктов, мостовых переходов, автодорог, ущерб третьим лицам, окружающей среде, работникам, обслуживающим гидротехнические сооружения.

Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не явился, в судебном заседании Дата пояснил, что в Дата между ним и администрацией <адрес> был заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества - плотины пруда, расположенной в д. <адрес> сельского поселения <адрес> сроком на <...> лет. Он считает, что повреждение плотины пруда не вызовет возникновение чрезвычайной ситуации.       

Представитель третьего лица - глава <адрес> сельского поселения ФИО7 в судебное заседание не явился. В судебном заседании Дата по разрешению спора полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, администраций <адрес> сельского поселения ФИО8 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании Дата по разрешению спора полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - <адрес> сельского поселения в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом.

Выслушав старшего помощника прокурора Мценского межрайонного прокурора <адрес>, представителей ответчика и третьих лиц, изучив письменные материала дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Так, судом установлено, что администрация <адрес> является собственником гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества <адрес>, а так же свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра юридических лиц( л.д.             ).

Из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что длина плотины составляет <...> метров, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный (л.д. ), из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> усматривается, что длина плотины составляет <...> метра, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный (л.д. ), согласно технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> следует, что длина плотины составляет <...> метров, высота <...> м., ширина <...> метров, инвентарный (л.д.           ).

Согласно договора аренды недвижимого имущества от Дата, заключенного между ФИО1 и муниципальным образованием <адрес> в лице начальника Управления по <адрес> ФИО9, муниципальное образование <адрес> передал плотину пруда, протяженностью <...> м., инвентарный , расположенную по адресу: <адрес> в аренду сроком на <...> лет, до Дата ( л.д.                 ).

Из результатов проверки <адрес> межрайонной прокуратуры следует, что обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес> муниципальным образованием <адрес> не производилось, Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес>, кадастровый (инвентарный) ; <адрес>, кадастровый номер ; <адрес>, кадастровый не разрабатывались. Указанное обстоятельство и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", плотины являются гидротехническими сооружениями, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения.аботку и своевременное уточнение критериев безопасности

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Абзацем вторым пункта второго Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а так же гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата , предусмотрено, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственной власти.

Таким образом, плотины прудов, расположенные в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, в деревне <адрес>, являются гидротехническими сооружениями. И именно собственник спорных объектов - администрация <адрес> обязана обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений и организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения подлежит в соответствии со ст.15 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.2 ст.5 ФЗ от 27.07.2010 г. № 225 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование в соответствии со ст.5 указанного Федерального закона относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

На основании ст. 7 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Совместным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ№117 и Министерства транспорта РФ №66 от 27 апреля 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 года N 117/66, гидротехнические сооружения вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации.

Установлено, что риск гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения администрацией <адрес> так же не застрахован.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Мценского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, необходимо обязать ответчика в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым , плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым , а так же обязать ответчика в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым , плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым , плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

При этом доводы ответчика о том, что в собственности муниципального образования отсутствуют гидротехнические сооружения, относящиеся к опасным объектам и соответственно на которые необходимо разработать Правила эксплуатации и заключить договоры страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений, суд считает несостоятельными по вышеизложенным основаниям.

Кроме этого, в соответствии с п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения,утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. При этом расчет вероятного вреда предоставляется владельцем гидротехнического сооружения в орган надзора.

Но ответчиком не представлен суду расчёт вероятного вреда по спорным гидротехническим сооружениям, равного нулю.

Суд так же считает несостоятельными утверждения ответчика о том, что если вышеуказанные плотины прудов не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, то риск гражданской ответственности не подлежит обязательному страхованию.

Согласно вышеуказанного Административного регламента,     собственник гидротехнического сооружения обращается с заявлением о внесении гидротехнических сооружений (плотин прудов) в Регистр гидротехнических сооружений.

При этом ни обращение администрации <адрес> с указанным заявлением и ни внесение гидротехнических сооружений - плотин прудов в Реестр гидротехнических сооружений не освобождает ответчика от обязанности заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотин прудов, поскольку именно собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за это.

Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>     удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым .

Обязать администрацию <адрес> в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

- плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым ,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца после составления мотивированного решения суда.

Председательствующий:      В.Н. Наумкина

2-31/2013 (2-756/2012;) ~ М-971/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Мценского района
Другие
Администрация Воинского сельского поселения Мценского района
Приокское управление Ростехнадзора
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Наумкина В.Н.
Дело на странице суда
mcensky--orl.sudrf.ru
28.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2012Передача материалов судье
29.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2012Подготовка дела (собеседование)
04.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2012Судебное заседание
24.12.2012Судебное заседание
11.01.2013Судебное заседание
21.01.2013Судебное заседание
25.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2015Дело оформлено
31.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее