Судья: Фетисова И.С. |
дело № 33-32543/2020 УИД 50RS0044-01-2020-003688-67 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Серпуховского городского суда Московской области от 21 сентября 2020 года по делу № 2-2633/2020 по иску Д.А. к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истца, третьего лица,
УСТАНОВИЛА:
Д.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты>, просила обязать ответчика выдать удостоверение многодетной семьи, ссылаясь на то, что <данные изъяты> она обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения по городскому округу <данные изъяты> Министерства социального развития <данные изъяты> о выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку является матерью троих несовершеннолетних детей и проживает на территории <данные изъяты>. Решением от <данные изъяты> <данные изъяты> ей было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи. В уведомлении об отказе в выдаче удостоверения было разъяснено, что супруг истца – Д.Д. не имеет постоянной регистрации на территории <данные изъяты>, что явилось основанием для отказа в выдаче удостоверения. С данным решением истица не согласна, поскольку она вместе с несовершеннолетними детьми зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, городской округ Серпухов, д.Большое Грызлово, <данные изъяты>, при этом вся ее семья фактически проживает с <данные изъяты> жилом помещении, расположенного по адресу: <данные изъяты>, городской округ Домодедово, <данные изъяты>, на основании договора найма. Выбор фактического места жительства по данному адресу был определен из-за того, что Д.Д. Д.А. занимается предпринимательской деятельностью, а арендуемое им нежилое помещение в торговом центре расположено в непосредственной близости от места проживания, что позволяет оперативно решать как рабочие вопросы, так и оказывать помощь в воспитании несовершеннолетних детей. Устойчивая связь семьи истца с выбранным местом жительства подтверждается также тем, что дети наблюдаются в Краснопутьской амбулатории Домодедовской центральной городской больницы. Куроплкина К.Д. обучается в 8 классе Краснопутьской средней общеобразовательной школы. При этом, в квартире по месту регистрации истица не проживает, поскольку этой квартирой пользуется бывший супруг истицы.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области иск не признала.
Третье лицо в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 21 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты> Домодедовским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС <данные изъяты> зарегистрирован брак между Д.Д. и К.А., после заключения брака истцу присвоена фамилия Д.А., о чем составлена актовая запись <данные изъяты> и выдано свидетельство о заключении брака V-ИК <данные изъяты>.
В браке у истца и ее супруга <данные изъяты> родилась дочь Д.Н..
Истец также является матерью несовершеннолетних детей: К.Д., <данные изъяты> года рождения, и К.А., <данные изъяты> года рождения.
Согласно выписке из домовой книги, выданной <данные изъяты> МАУ «МФЦ», Д.А., <данные изъяты> года рождения, К.Д., <данные изъяты> года рождения, К.А., <данные изъяты> года рождения, Д.Н., <данные изъяты> года рождения, постоянно зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>, д.Большое Грызлово, <данные изъяты>. По данному адресу также зарегистрирован К.А., <данные изъяты> года рождения.
<данные изъяты> Д.А. через портал государственных и муниципальных услуг подала заявление в Управление социальной защиты населения по городскому округу Серпухов о выдаче удостоверения многодетной семьи. К заявлению были приложены документы, подтверждающие факт рождения детей, документы подтверждающие регистрацию по месту жительства, в том числе выписка из домовой книги, подтверждающая место регистрации Д.Д. по адресу: <данные изъяты>, район Южнопортовый, <данные изъяты>.
Решением Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявления Д.А. отказано в связи с отсутствием у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <данные изъяты>.
В Уведомлении об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Д.А. разъяснено, что действие <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <данные изъяты> (статья 1). В соответствии с п.6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, одними из необходимых документов для получения удостоверения многодетной семьи являются документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <данные изъяты>, в случае если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность. Согласно п.17 Порядка одним из оснований для отказа в выдаче удостоверения является отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <данные изъяты>. Отсутствие у супруга – Д.Д. места жительства (постоянной регистрации) в <данные изъяты> послужило основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст.26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-ОЗ многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 22.07.2015 № 134/2015-ОЗ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. № 1029/45 утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. № 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. № 1029/45).
Пунктом 18 Порядка предусмотрены основаниями для отказа в выдаче удостоверения или о внесении изменений в удостоверение, которым являются, в частности: 1) отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством Московской области; 2) отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (статья2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В материалы дела представлены договоры найма жилого помещения, заключенного <данные изъяты> и <данные изъяты> Д.Д. с К.Т., по условиям которых К.Т. передала во временное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> для проживания нанимателя и членов его семьи, которыми в пункте 6.2 Договора указаны в 2019 году К.А., К.Д. и К.А., а в 2020 году - Д.А., К.А. и К.Д., Д.Н..
Согласно справкам, выданным Краснопутьской амбулаторией Домодедовской центральной больницы <данные изъяты>, несовершеннолетние К.Д., <данные изъяты> года рождения, К.А., <данные изъяты> года рождения, Д.Н., <данные изъяты> года рождения, наблюдаются в данном медицинском учреждении; Д.А. прикреплена для медобслуживания к Краснопутьской врачебной амбулатории.
К.Д., <данные изъяты> года рождения, К.А., <данные изъяты> года рождения, обучаются в МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>, что подтверждается справками, выданными директором школы.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории <данные изъяты>, суд обоснованно указал, что юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории <данные изъяты>, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.
Несмотря на то, что Д.Д. Д.А. имеет регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации - в <данные изъяты>, судом установлено, что Д.А. и члены ее семьи – муж Д.Д. Д.А. и несовершеннолетние дети фактически проживают в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, городской округ Домодедово, д. Образцово, <данные изъяты>, при этом истец и ее несовершеннолетние дети имеют постоянную регистрацию также на территории <данные изъяты>. Само по себе отсутствие у Д.Д., регистрации на территории <данные изъяты> не может лишать истца права на получение мер социальной поддержки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области. При этом регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ввиду того, что вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, поскольку семья истца является многодетной, так как воспитывает троих детей, проживающих по месту жительства в Домодедовском городском округе Московской области, двое детей посещают образовательное учреждение, расположенное также в Домодедовском городском округе Московской области, истец и ее дети наблюдаются в медицинском учреждении по месту жительства, истец и трое ее несовершеннолетних детей имеют постоянную регистрацию на территории Московской области, суд правильно указал, что право на получение удостоверения многодетной семьи должно быть реализовано Министерством социальной защиты населения Московской области.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серпуховского городского суда Московской области от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи