Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-562/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Клеттеру Д.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Клеттеру Д.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 46013,28 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени в сумме 156,29 рублей за период с 01.01.2021 по 03.02.2021, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей, пени в сумме 40,59 рублей за период с 01.01.2021 по 03.02.2021, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2352 рублей, пени в сумме 21,32 рублей за период с 02.12.2020 по 03.02.2021, по транспортному налогу за 2019 год в размере 2546 рублей, пени в сумме 23,08 рублей за период с 02.12.2020 по 03.02.2021, ссылаясь на то, что Клеттер Д.В. состоит на учете в МИФНС России № 22 по Самарской области в качестве адвоката с 07.07.2015 по настоящее время, надлежащим образом не исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов за расчетный период 2020 года, в связи с чем, были начислены пени. Также должник по настоящее время надлежащим образом не исполнил свои обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2019 год в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении № 57303173 от 01.09.2020, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Клеттер Д.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку налоговым органом пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с главой 34 НК РФ должник является плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Пункт 1 ст. 430 НК РФ (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) предусматривает, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с главой 32 НК РФ, Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» должник является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место 4) единый недвижимый комплекс 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В силу п.1,2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
В соответствии с главой 28 НК РФ, Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» должник является налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 2 статьи 359 НК РФ предусматривает, что в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Судом установлено, что Клеттер Д.В. состоит на учете в МИФНС России № 22 по Самарской области в качестве адвоката с 07.07.2015 по настоящее время, в связи с чем является плательщиком страховых взносов за 2020 год.
Согласно ответу на запрос из РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре от 30.01.2023 на Клеттера Д.В. в период 2019 года было зарегистрировано транспортное средство ЛАДА GFL120 LADA VESTA, г/н №, мощность двигателя 106,1 л.с., ввиду чего он являлся плательщиком транспортного налога за указанный период.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.01.2023 Клеттеру Д.В. в период 2019 года на праве собственности принадлежала квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в связи с чем, он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц за указанный период.
НК РФ предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе КАС РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Из материалов дела следует, что Клеттеру Д.В. налоговым органом было выставлено налоговое уведомление №57303173 от 01.09.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 2546 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 2352 рубля со сроком уплаты до 01.12.2020.
В связи с тем, что оплата налогов не поступила, а также административным ответчиком не были оплачены страховые взносы за 2020 год, налоговым органом были начислены пени, а также административному ответчику было направлено требование № 9421 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04.02.2021, в котором сообщалось об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 2546 рублей, пени в сумме 23,08 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 2352 рубля, пени в сумме 21,32 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени в сумме 156,29 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8426 рублей, пени в сумме 40,59 рублей со сроком уплаты до 30.03.2021. Срок, установленный ст. 48 НК РФ, истекал 30.09.2021.
В связи с тем, что указанная недоимка не была оплачена в установленный в требовании срок, налоговый орган 24.12.2021 обратился к мировому судье судебного участка № 50 Советского района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Клеттера Д.В. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 2546 рублей, пени в сумме 23,08 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 2352 рубля, пени в сумме 21,32 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени в сумме 156,29 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 рублей, пени в сумме 40,59 рублей.
24.12.2021 мировым судьей судебного участка № 50 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Клеттера Д.В. недоимки по налогу.
На основании возражений Клеттера Д.В. мировым судьей судебного участка № 50 Советского судебного района г. Самары Самарской области 06.06.2022 вынесено определение об отмене судебного приказа № от 24.12.2021.
На момент обращения к мировому судье срок на обращение в суд, установленный ст. 48 НК РФ, по требованию № 9421 от 04.02.2021 истек.
Суд принимает доводы о пропуске налоговым органом срока на обращение к мировому судье, изложенные в письменных возражениях административного ответчика, поскольку они нашли подтверждение в материалах дела.
С вышеуказанным административным иском МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд 07.12.2022, то есть с пропуском предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд.
Между тем, исходя из положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст. 48 или пунктом 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Однако суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока.
При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России №23 по Самарской области к Клеттеру Д.В, о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени в сумме 156 рублей 29 копеек за период с 01.01.2021 по 03.02.2021, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей, пени в сумме 40 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 03.02.2021, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2352 рубля, пени в сумме 21 рубль 32 копейки за период с 02.12.2020 по 03.02.2021, по транспортному налогу за 2019 год в размере 2546 рублей, пени в сумме 23 рубля 08 копеек за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 – отказать. Признать данную задолженность безнадежной к взысканию.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2023 года.
Судья: